Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Медико-психолого-педагогическая помощь детям с нарушением эмоционально-волевой сферы (на примере аутизма) Рекомендуем

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2011

Современные диагностические методики позволили выделить в клинике аутизма у детей несколько синдромов, различные сочетания которых и обеспечивают различные клинические картины у каждого ребенка. Сегодня можно рассматривать синдромальный диагноз с выделением четырех или даже пяти основных синдромов аутизма: аудиторный, или стволовой, синдром; мозжечковый синдром; лимбический синдром, или синдром возвышения на эмоциональном ландшафте; синдром зеркальных нейронов; вторичный, или корковый, синдром.

Как пишет руководитель американской клиники аутизма Карл Делакато, аутизм возникает в результате умеренного, но диффузного поражения центральной нервной системы. При аутизме происходят поражения различных структур мозга – отсюда и разные синдромы.

Стволовые нарушения встречаются наиболее часто и отчетливо проявляются при аутизме. Они дают клинику неврологического, или центрального, нарушения слуха. Дети-аутисты с этим нарушением плохо различают фонемы (частицы речи), не могут выделить звуки речи из общего звукового фона окружающей среды, имеют повышенную чувствительность к звукам определенной частоты и интенсивности.

Как правило, стволовые нарушения сочетаются с патологией шейного отдела спинного мозга, который контролирует развитие шеи, рук, мышц плечевого пояса. У детей с патологией шейного отдела спинного мозга эти мышцы слабы, часто наблюдается преобладание левой руки, сутулость. В раннем периоде развития у этих детей часто находят кривошею, низкий мышечный тонус, они плохо берут материнскую грудь, плохо спят.

В последние годы врачи придают большое значение поражению мозжечковой функции во время родов. У детей-аутистов мозжечковый синдром проявляется в нарушении координации движений, плохом развитии мелкой моторики. Дети с этим синдромом позже начинают сидеть, ходить, отстают в развитии двигательных навыков. Некоторые ученые полагают, что склонность аутистов к стереотипным, повторяющимся движениям – хлопанье руками, кружение на одном месте и т.д. – связана со слабым развитием мозжечка.

Лимбическая система человека ответственна за эмоциональную сферу, за адекватное эмоциональное реагирование на различные раздражители и стимулы окружающей среды. Аутист демонстрирует крайне недостаточную функцию лимбической системы: он часто и бурно реагирует на незначительные стимулы, маленькие детали – при этом игнорируя важные события в эмоциональной жизни. Реакция на слуховые, зрительные, тактильные и другие чувствительные раздражители совершенно неадекватна.

Итальянскими учеными выявлена и изучается новая система нервных клеток в мозге – система зеркальных нейронов. Эти нервные клетки располагаются в различных структурах нервной системы и ответственны за функцию подражания. Ребенок начинает говорить, подражая взрослым: выполняет сложные двигательные навыки без детального обдумывания, задействуя только подражание. Более того, зеркальные клетки обеспечивают сопереживание, понимание настроения других людей, их намерений. Таким образом, типичным для аутизма является синдром зеркальных нейронов. Наличие этого синдрома отличает аутизм от других нарушений речи у детей – алалии, синдрома гиперактивности с дефицитом внимания и пр.

Ребенок рождается стволовым существом, то есть при рождении у него миелинизированы и функционируют только ствол мозга и часть мозжечка. С развитием ребенка благодаря сенсомоторной деятельности (восприятию сенсорной информации и двигательным реакциям на нее) происходит стимуляция других, более высоких структур мозга, таких, как лимбическая система, подкорковые, чувствительные и двигательные центры и, наконец, кора головного мозга. Ясно, что развитие высших при наличии поломок на уровне низших структур будет идти с нарушениями. Таким образом, у ребенка-аутиста происходит патологическое развитие высших структур головного мозга, поэтому можно говорить о недостаточной функции корковых областей.

Большинству детей с диагнозом аутизм может помочь неврологическое лечение. Можно подобрать безопасный, с точки зрения побочных эффектов, препарат, который очень избирательно действует на определенную группу клеток, лечебный массаж по специальной схеме улучшит кровообращение затронутых болезнь структур.

Часто в структуре аутизма у ребенка мы обнаруживаем выраженный синдром нарушения координации, а также другие проявления мозжечкового синдрома. За последние годы ученые выяснили, что мозжечок координирует и автоматизирует не только движения, но также речь и мышление (воображаемое движение). В родах у детей часто страдает мозжечок (6,4%), что дает в результате синдром координаторных нарушений, или синдром «неуклюжего ребенка». Эти дети позже и хуже развиваются двигательно, имеют низкий мышечный тонус, отстают от детей в спортивных играх и занятиях в школе. Неврологи знают, что дети с тяжелым мозжечковым синдромом часами раскачиваются в кроватках или даже бьются головой о стены. Впрочем, большинство таких детей любят кататься на качелях. Это стимулирует развитие функций мозжечка.

Темпл Грендин (автора книги «Отворяя двери надежды») спросили: «Вы раньше упоминали, что не можете ходить по прямой линии? Не могли бы вы рассказать о моторной функции при аутизме» - «Мой мозжечок на 20% меньше, чем обычно. Исследования показали, что мозжечок не созрел и лимбическая система тоже не созрела. Я знаю, что одна из наиболее неразвитых систем находится в вестибулярной системе. Мозжечок связан со всем, что происходит в мозге. Может он служит как некий тайный координатор для разных частей мозга. Когда я была моложе, я не могла достигнуть уровня выше, чем начинающий; я не могла совершать координированные движения в теннисе».

Один из первых индикаторов двигательной неуклюжести есть то, что некоторые аутисты начинают ходить на несколько месяцев позже, чем ожидается. В раннем детстве может быть ограниченная способность в игре с мячом, трудность в обучении завязывания шнурков ботинок и необычная походка, что указывает на неуклюжесть и специфические нарушения движений. У них чаще всего встречается недостаток координации верхних и нижних конечностей. Этим детям крайне необходима восстановительная программа, чтобы обеспечить координацию движений. Она может включать использование большого настенного зеркала, видеозаписей, в моделировании и имитации плавных движений с использованием музыки и танцев. Интересно, что способность плавать оказывается менее пораженной, и эта активность может быть поощрена, чтобы делать способным ребенка испытывать врожденную компетенцию и радость от использования движений. Ловля и бросание предметов оказывается особенно нарушено. Когда ребенок ловит мяч двумя руками, его движения часто плохо координированы, происходит сбой движений по времени. Дети часто не видят направление цели перед броском. Ребенок имеет плохую координацию, когда толкает мяч ногой. Также важно исследовать зрительную функцию, чтобы установить, не улучшает ли надевание очков координацию «глаз-рука». У детей может быть проблема с равновесием, когда определяется способность стоять на одной ноге с закрытыми глазами. Темпл Грендин (женщина с синдромом Аспергера) описывает, что она не может поддерживать равновесие, когда одна нога ставится перед другой (тандемная ходьба), т.е. ходьба по прямой линии как по натянутому канату. Ребенок нуждается в практике движений, которые требуют поддержания равновесия.

У аутистов часто нарушена ловкость рук. Эта область двигательных навыков включает способность использовать обе руки, например обучение одеваться, завязывать шнурки или есть при помощи столовых приборов. Это может также распространиться на координацию стоп и ног при обучении езде на велосипеде. Темпл Грендин описывает: «Я могла исполнять одну двигательную активность очень хорошо. Когда я действовала при помощи гидравлического оборудования, я могла работать на одном уровне в одно время отлично. Что я не могла делать – это координировать движения двух или более уровней одновременно. Я компенсировала действием на уровнях последовательно, но в быстром темпе».

При выполнении действий, требующих двигательной координации, таких, как вырезание фигур с помощью ножниц, значительная часть аутичных детей оказывается импульсивной, неспособной делать эту операцию медленно и точно.

Один из признаков, выявляемый при обследовании аутиста - это наличие расслабленных суставов из-за низкого мышечного тонуса. Проблемы, которые встречаются от расслабленных суставов или незрелого или необычного схватывания, требуют направления ребенка к реабилитологу для лечения, поскольку многие школьные работы требуют использование карандаша или ручки.

Синдром «неуклюжего ребенка» имеют более 6,4% детей школьного возраста с нарушением координации движений. Проблема обычно проявляется в первые школьные годы в таких простых задачах, как бег, застегивание пуговиц, использование ножниц. Эти проблемы с возрастом не проходят, а обычно усиливаются. В международной медицинской практике принято расценивать детей с координаторными нарушениями как отдельную патологию, требующую диагностики, лечения и коррекционных мероприятий.

Таким образом, эффективная коррекция аутизма подразумевает командную работу психолога, дефектолога, реабилитолога и специального педагога.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Baron-Cohen S. Autism and symbolic play / S. Baron-Cohen // The British Journal of Developmental Psychology. – 1987. – Vol. 5. – p. 139-148.
  2. Delacato Carl. The Ultimate Stranger. The Autistic Child / Carl H. Delacato. – Novato : Academic Therapy Publications, 1990. – 226 p.
  3. Grandin T. The Way I See It: A Personal Look at Autism and Asperger's / Temple Grandin. – Arlington : Future Horizons, 2008. – 260 p.