Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Нарушение механизма эмоционально-поведенческой адаптации (на примере аутизма) Рекомендуем

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2011

В настоящее время детский аутизм проявляется, как все более социально значимая проблема. Выявлено, что частота его значительно выше, чем это представлялось ранее. По последним данным  аутизм и сходные с ним нарушения выявляются, по крайней мере,  в 20-22 случаях на 10 000 детского населения (К.Гилберт [5], Т.Питерс [8], Ф.Аппе [1]). Раннее выявление и психологическая помощь могут в значительной степени предотвратить развитие самых тяжелых вариантов аутистического дизонтогенеза.

В ряде стран были проведены исследования по выявлению распространенности детского аутизма. Установлено, что данный синдром встречается примерно в 3-6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек [4].

В последнее время все чаще подчеркивается, что вокруг этого «чистого» клинического синдрома группируются множественные случаи сходных нарушений в развитии коммуникации и социальной адаптации. Не совсем точно укладываясь в картину клинического синдрома детского аутизма, они, тем не менее, требуют аналогичного коррекционного подхода. Частота нарушений такого рода, определяемая методами педагогической диагностики, по мнению многих авторов, возрастает до внушительной цифры: ими обладают в среднем 15-20 из 10 000 детей.

Данные ретроспективного анализа историй развития детей с аутизмом, проведенного в исследованиях О.С.Никольской [7], К.С.Лебединской [6], Е.Р.Баенской [2], М.К.Бардышевской [3], О.Б.Богдашиной [4], позволяют выделить ряд особенностей аффективного развития уже на первом году жизни, отражающих характерное для аутистического дизонтогенеза стойкое сочетание нарушения активности и снижения порога аффективного дискомфорта во взаимодействии с окружающими.

О.С.Никольская [7] выделяет четыре типичные группы раннего детского аутизма, в каждой из которых аффективная адаптация ребенка будет определяться механизмами одного из четырех уровней. Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой и тип самого аутизма.

У детей I группы речь будет идти об отрешенности от внешней среды, II – ее отвержения, III – ее замещения, и IV – сверхтормозимости ребенка окружающей его средой.

Как показали исследования, аутичные дети этих групп различаются по характеру и степени первичных расстройств, вторичных и третичных дизонтогенетических образований, в том числе гиперкомпенсаторных.

Научной гипотезой нашего исследования явилось предположение, что в силу психофизиологических особенностей развития детей с аутизмом, эмоциональная составляющая является ключевым звеном в процессе коррекционных мероприятий и успешной социализации детей-аутистов.

Акцент был сделан на особенностях формирования и развития эмоциональной сферы детей с аутизмом, для чего нами была изучена классификация аутизма в рамках уровневого подхода. Нами были рассмотрены эмоции, как психический процесс в норме и при патологии развития (на примере аутизма), раскрыты особенности установления контактов и коррекции эмоциональной сферы у детей с аутизмом.

В результате нашего научного исследования было выявлено, что наиболее разработанной на сегодняшний день представляется типология московских специалистов К.С.Лебединской и О.С.Никольской, которыми выделяются четыре группы аутичных детей с разными типами поведения. Дети I группы – с аутистической отрешенностью от окружающего, дети II группы – с аутистическим отвержением окружающего, дети III группы – с аутистическим замещением окружающего мира, дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью.

Выделение групп-ориентиров очень помогает в практике психокоррек- ции. Это значительно облегчает диагностирование тяжести нарушения развития, позволяет выделять доступные для ребенка формы контакта.

Коррекционная работа с аутичным ребенком требует системного комплексного подхода. На первом этапе огромное значение имеет установление эмоционального контакта – это первый, базовый шаг в работе с аутичным ребенком. Такой контакт должен быть эмоционально положительно окрашен, психологу необходимо мягко и без давления включаться в игровую деятельность ребенка в рамках интереса и предпочтительной активности самого ребенка.

При аутизме коррекционные воздействия должны быть направлены, в первую очередь, на формирование основ взаимодействия малыша со взрослым. От аффективного заражения поэтапно переходят к совместно разделенному переживанию, как необходимой предпосылке развития возможностей эмоциональной и социальной адаптации аутиста. Вовлечение ребенка в разделенное со взрослым переживание создают условия для формирования и поддержания активности и стабильности в контактах с миром; установления и дифференциации эмоциональных отношений; объединения внимания на объекте общего интереса. Именно по этим направлениям происходит первоначальное развитие и  усложнение аффективного опыта ребенка.

Центральным этапом в организации коррекционной работы является разработка индивидуального аффективного опыта. Это следующий закономерный шаг в построении коррекционной работы, направленной на последовательное формирование механизмов аффективной организации поведения и сознания ребенка. Наиболее адекватным для данного этапа работы является метод формирования сюжетной игры. Действенным, при совместном с ребенком сюжетном рисовании, является постепенное введение в игру развития событий во времени, добавление эмоционально окрашенных деталей. Подобное включение динамики в изображаемое, содержит в себе дозированный элемент остроты, переживания нестабильности. Вместе с тем, оно готовит основу для формирования развернутого переживания и препятствует его жесткой стереотипизации.

В большинстве случаев можно установить и развить эмоциональную связь с любым аутичным ребенком. Для этого может потребоваться разный срок, но в целом эта задача, безусловно, разрешима. Как и при развитии в норме дальнейшее общение развивается не без проблем. Такой ребенок не может постоянно находиться в сверхкомфортных условиях, он неизбежно будет испытывать трудности взаимодействия. Он останется сверхчувствителен ко взгляду, голосу, движению взрослых. И, тем не менее, если у него уже существует желание общаться и эмоциональная привязанность к другим людям, он начинает идти на некоторый дискомфорт. Чувство привязанности, симпатии, расположения к человеку дает ребенку положительный эмоциональный опыт, является дальнейшей основой для межличностных связей и эффективной социализации.

Список использованных источников

1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / Франческа Аппе. – Москва: Теревинф, 2006. – 216 с.

2. Баенская Е. Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста / Е. П. Баенская. – СПб. : Дидактика Плюс, 2001. – 365 с.

3. Бардышевская М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: Учебное пособие для вузов / Бардышевская М. К., Лебединский В. В. – М. : УМК Психология, 2003. – 320 с.

4. Богдашина О. Б. Аутизм. Определение и диагностика / О. Б. Богдашина. – Донецк : ООО Лебедь, 1999. – 112 с.

5. Гилберт К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие / К. Гилберт, Т. Питерс. – М. : Владос, 2003. – 144 с.

6. Лебединская К. С. Ранний детский аутизм / К. С. Лебединская. – СПб. : Дидактика Плюс, 2001. – 365 с.

7. Никольская  О.С., Баенская  Е.Р., Либлинг  М.М.  Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: «Теревинф». 1997.

8. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию / Тео Питерс. – М. : Владос, 2003. – 240 с.