Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Диагностика аутизма

Для постановки диагноза аутизм не существует медицинских тестов. Также этот диагноз не может быть корректно поставлен при единовременном кратком осмотре ребенка, даже комиссией специалистов.
Аутизм диагностируется по наличию или отсутствию определенных поведенческих характеристик. Для этого тщательно изучается история развития ребенка, проводится анализ данных анамнеза. Эксперт проводит опрос родителей и других людей, вовлеченных в жизнь ребенка. Рекомендуется организация серии наблюдений за ребенком в различных ситуациях.
Диагностика аутизма должна проводиться командой специалистов, включающей в себя психолога, невропатолога, психиатра, психотерапевта, педиатра, логопеда-дефектолога, других экспертов, имеющих опыт работы с детьми с особыми потребностями.
Наблюдение и осмотр ребенка с подозрением на аутизм следует проводить в условиях, максимально приближенных к его привычному жизненному укладу. Поход в незнакомое учреждение и контакт с новыми людьми зачастую является фактором стресса для аутиста и может исказить диагностическую картину.

В основе диагностики аутизма лежат критерии международных классификаций психических расстройств и заболеваний МКБ-10 и DSM-4. Дополнительными вспомогательными средствами для определения вида патологии являются стандартизированные опросы родителей или близких, а также шкалы наблюдения, позволяющие более точно и качественно оценить определенные поведенческие симптомы.

Для диагностики раннего детского аутизма и в научных исследованиях применяется ряд опросников, шкал и методик наблюдения:

  • опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview – ADI-R)
  • шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS)
  • шкала наблюдения для диагностики аутизма — общий вариант (Autism Diagnostic Observation Schedule-Generic – ADOS-G)
  • шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS)
  • поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist – ABC)
  • опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC).

Диагностические таблицы и опросники дают информацию о сфере влечений, сфере общения, восприятии, мелкой моторике, интеллектуальном развитии, речи, игре, навыках социального поведения.

Методы аппаратной диагностики аутизма дают информацию о состоянии и функционировании мозга, вегетатики, сердечно-сосудистой системы:

  • электроэнцефалография – ЭЭГ, исследование биоэлектрической активности мозга и состояние его функциональных систем
  • реоэнцефалография – РЭГ (реография головного мозга), определение состояния сосудов головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока
  • эхоэнцефалография – ЭхоЭГ, измерение внутричерепного давления, выявление новообразований
  • магнитно-резонансная томография – МРТ, нерентгенологический метод исследования внутренних органов и тканей человека
  • компьютерная томография – КТ, сканирование и послойное изображение структур мозга
  • ультразвуковое исследование – УЗИ, диагностика брюшной полости, поверхностно расположенных органов и сосудов
  • кардиоинтервалография (вариационная пульсометрия), – исследование состояния вегетативной нервной системы
  • электрокардиограмма – ЭКГ, исследование сердца, отражающее функциональное состояние миокарда.

Лабораторные исследования оценивают состояние крови, иммунитет, выявляют наличие производных ртути и других тяжелых металлов, причины дисбактериоза. Аутистические расстройства сопровождаются поражением кишечника, регулярными болями при воздействии опиатов. Тесты на пищевую непереносимость и аллергены помогают сформировать индивидуальную диету для ребенка. Введение диеты – это уже начало лечения.

Диагностика детского аутизма до 2-х лет жизни является наиболее проблематичной. Основные трудности ранней диагностики аутизма заключаются в следующем:

  • наиболее ярко картина нарушения проявляется после 2,5 лет. До этого возраста симптомы выражены слабо, в скрытой форме;
  • часто педиатры и детские психиатры не знают проблемы, не могут разглядеть в ранних симптомах аномалии развития;
  • родители, которые замечают "необычность" своего ребенка, доверившись неспециалисту и не получив адекватного подтверждения, перестают бить тревогу.

Таким образом, диагностика аутизма представляет из себя достаточно объемный и затратный комплекс мероприятий. Задача врача на данном этапе – определить оптимальный и достаточный объем данных для корректной постановки диагноза аутизм. В дальнейшем необходимы регулярные дополнительные осмотры для уточнения диагноза. Частоту и направленность таких осмотров регламентирует лечащий врач.

Аутизм может встречаться в соединении с другими расстройствами, которые связаны с нарушением функции мозга, такими как вирусные инфекции, нарушения обмена веществ, отставание в умственном развитии и эпилепсия. Важно различать аутизм и умственные расстройства или шизофрению, так как путаница в диагностировании может привести к несоответствующему и неэффективному лечению.

Развитие и формирование структур мозга в раннем возрасте является самым активным. При патологии это оптимальный период для вмешательства и начала коррекции. Компенсаторные возможности формирующегося организма ребенка велики, и их следует своевременно и оперативно задействовать.