Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...
Канистерапия
Вид анималотерапии с использованием собак получил название канистерапии. Главной причиной, почему именно собака оказывает такое благотворное действие, является ее отличительная черта - преданность. Часто именно собака должна заполнить существующий в жизни человека вакуум общения. Животное выполняет функцию психологического замещения, восполняя собой отсутствие близкого человека. Кроме того, она всегда рада общению с человеком. Ей не важно, какая у него внешность и сколько денег, ее приводит в восторг сам факт его существования и возможность находиться рядом с ним. Это выгодно отличает собаку от отношения людей, которые всегда оценивают друг друга. Ее тяга к человеку независима от политических и религиозных убеждений последнего, от перемен в его социальном положении, а порой даже от отношения к ней самой.

И потому к собаке тянутся и взрослые, и дети, испытывающие недостаток безусловной любви, стремящиеся к свободному проявлению эмоций. Собачья жалость не воспринимается человеком как что-то унизительное, в ней видится только то, что хочется видеть, - сопереживание. Кроме того, собаки используются в терапии чаще других животных, так как они легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются. Например, 95 процентов животных, используемых в психотерапии в США, составляют именно они. Такая популярность объясняется также и тем, что собаки лучше выражают свои эмоции, чем другие животные, хотя и не всегда являются более эмоциональными. Терапевты говорят, что больному человеку зачастую легче сначала наладить контакт с собакой, существом дружелюбным, привязчивым и благодарным, принимающим человека таким, каков он есть. Затем постепенно возникает и доверие к терапевту, а без такого доверия лечение неэффективно.

Исследователи, изучая психологическое значение собак для людей с ограниченными возможностями, обнаруживают, что в ходе канистерапии эти люди говорят о "большей свободе", чувствуют себя менее одинокими, более независимыми, ощущают себя в большей безопасности. В ходе шестимесячного курса канистерапии эти люди демонстрируют значительное повышение самооценки, развитие внутреннего локуса контроля, улучшение психологического самочувствия и большую общительность.

Так, в одном из исследований 48 человек с серьезными заболеваниями, полученными в результате поражения головного или спинного мозга, мускульной дистрофии, множественного склероза, получили возможность общаться с собаками. Половина группы получила такую возможность с самого начала терапевтического процесса, а другая часть (схожая с первой по гендерному, возрастному признаку и виду заболевания) - только в течение второго года терапии. Исследования показали, что в течение 6 месяцев после начала канистерапии пациенты показали значительное улучшение в плане самооценки, психологического благополучия и коммуникативности. Общение с собаками, полагают исследователи, помогает одиноким, несчастным, изолированным людям преодолеть свое состояние и обрести независимость, получить посильную работу или вернуться к учебе, завести друзей и вернуть психологическое благополучие.

Также собаки помогают справиться со стрессом, хотя до сих пор никто не может объяснить механизм, благодаря которому это происходит. Так, проведенное изучение семейных пар дало интересные результаты относительно общения в повседневной жизни. Оно показало, что семейные пары, у которых есть собака, легче преодолевают семейные кризисы и выходят из конфликтных ситуаций, чем те, у кого собак нет. Возможно, это можно объяснить тем, что присутствие собаки и вопросы, возникающие в связи с ее содержанием, предоставляют возможность более тесного общения, появляются общие интересы, что в свою очередь сплачивает семью. Кроме того, многие люди делятся с собаками своими проблемами и "обсуждают" с ними свои трудности, не получая взамен осуждения или непонимания.

По данным клиники неврозов имени З.П.Соловьева, более 30 процентам пациентов, проходящих курс лечения при неврозах - неврастении, истерии, психастении, когда у человека вторая сигнальная система преобладает над первой и высоко развит интеллект, неврозе навязчивых состояний, сенсорно-фобическом неврозе, - помогли собаки. Собаки успокаивают и избавляют от нервного напряжения, предотвращают сердечные приступы, смягчают скачки кровяного давления, снимают или облегчают болевые синдромы при радикулите и невралгии, излечивают воспалительные процессы и улучшают состояние больного при многих других заболеваниях.

В настоящее время канистерапия используется и в ходе индивидуального психологического консультирования. Стены психологической защиты, которые возводят клиенты в процессе консультирования, заставляют консультантов использовать инновационные техники. Поэтому некоторые консультанты используют собак. Они считают, что это очень эффективный вид терапии, ориентированный на достижение определенных целей, который с успехом можно применять в работе с детьми и взрослыми, имеющими проблемы в общении, поведенческой сфере или страдающими от депрессии, жертвами насилия в семье и сексуального насилия, а также детьми, страдающими аутизмом.

Используемые как один из компонентов психотерапии, они могут оказать значительное влияние на поведение детей-аутистов. Присутствие или пассивное участие в терапии дружелюбно настроенной собаки совпадает с заметным улучшением в поведении детей и снижением проявлений аутизма, таких как погружение в себя. Присутствие собаки, игры с ней делают терапию более приятной и продуктивной и повышают вероятность того, что ребенок захочет продолжать психотерапию, будет прилагать усилия для выздоровления. В ходе общения с собакой дети начинают более эффективно общаться и с другими людьми, понимать значение невербальной коммуникации, и это лишь один аспект подобной терапии. Собаки используются и для установления доверительных отношений с психологом. В результате процесс терапии занимает меньше времени. Общение с собакой может также использоваться как награда за правильные действия при работе с детьми.

В канистерапии принимают участие специально обученные животные. В ряде государств, например, в Норвегии, подготовкой собак-помощников занимаются государственные учреждения, в других - благотворительные общества. Обычно щенков для этих целей предоставляют владельцы собачьих питомников, но далеко не все собаки, начавшие курс обучения, получают диплом даже первой степени, собаки-компаньона, потому что животные, принимающие участие в психотерапии, должны обладать идеальным характером и высоким интеллектом.