Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...
Специальная педагогика

Специальная (коррекционная) педагогика решает задачи обучения и воспитания детей с особыми потребностями, в частности с РДА и аутистическим спектром.

Реализуется в виде выбранной конкретной программы в течение нескольких лет. Решение о выборе той либо иной программы лежит на родителях, по рекомендации специалистов и с учетом материальных и других ресурсов семьи. Достигнутые результаты обучения ребенка-аутиста во многом определяются не столько эффективностью рабочей программы, сколько квалификацией семейного тераписта. Поэтому важная рекомендация для родителей, – не менять часто программы, а придерживаться выбранной. Обученный терапист на определенном этапе коррекции может сам предложить родителям сменить при необходимости программу.

Все методики коррекции аутизма должны безусловно включать личностный подход в обучении. Необходима также особая пространственно-временная и смысловая организация образовательной среды. Так, например, дети с аутизмом нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение. Терапист знает, как зонировать помещение, организовать рабочее место, эффективно использовать жилое пространство, – как использовать освещение, экраны, вертикальные плоскости, «горячие зоны», звук и др.

Терапист не просто знает индивидуальные особенности ребенка (специфику речи, слуха, вкусовые предпочтения, факторы стресса, двигательные стереотипы и др.), но и умеет использовать их в процессе коррекции, добиваясь положительной динамики. Хороший терапист – обычно психолог, тонко чувствующий состояние ребенка, умеющий находить контакт, удерживать внимание, быстро переключаться и адаптироваться.

Прикладной анализ поведения (АВА)

ABA (applied behavior analysis) или "Модификация поведения" существует около тридцати лет. Эта методика одна из самых эффективных. Ее основатель Ивар Ловаас отмечает, что около половины детей, занимавшихся по методике АВА, может продолжать обучение в обычной школе. До 90% детей, занимавшихся АВА, улучшают свое состояние.
АВА базируется на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др., разбиваются на мелкие блоки – действия (behaviors). Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. При разучивании действий ребенку дают задание, если он не может справиться один, дают подсказку, а затем вознаграждают правильные ответы и игнорируют неправильные.

Например, вот одно из упражнений из программы "Язык - понимание". Терапист дает стимул, или задание ("подними руку"), затем дает подсказку (поднимает руку ребенка), затем вознаграждает ребенка за правильный ответ. После несколько попыток (задание - подсказка - вознаграждение) делается попытка без подсказки. 
Терапист дает задание: "Подними руку", и ждёт, даст ли ребенок правильный ответ. Если ребенок отвечает правильно без подсказки, он получает вознаграждение (его хвалят, дают что-нибудь вкусное, отпускают играть). Если ребенок дает неправильный ответ или не дает никакого ответа, терапист опять проводит несколько попыток с подсказкой, а потом пробует попытку без подсказки. Упражнение заканчивается, когда ребенок дает правильный ответ без подсказки. Когда ребенок начинает давать правильный ответ без подсказки в 90% случаев, вводят другой стимул, например "кивни головой" (первые два задания должны быть максимально непохожими). "Кивни головой" отрабатывается так же, как "подними руку".

Затем, когда ребенок станет выполнять "кивни головой" в 90% случаев, начинают чередовать "подними руку" и "кивни головой": сначала "ПР" - "КГ", потом "ПР" - "ПР" - "КГ", потом в другом порядке. Эти два стимула считаются освоенными, когда ребенок дает 90% правильных ответов при чередовании двух стимулов в произвольном порядке. Затем вводят и отрабатывают третий стимул, затем чередуют все три, затем вводят четвертый, и т.д. Когда у ребенка в запасе много  освоенных стимулов, включая такие полезные для ежедневной жизни, как "иди сюда", "дай (название предмета)", "возьми (название предмета)", начинают работать над обобщением, или генерализацией навыков – проводят упражнения в неожиданных местах (в ванной, на улице, в магазине), чередуют людей, дающих задание (тераписты, родители, бабушки и дедушки, знакомые, другие дети).

В какой-то момент ребенок не только осваивает те стимулы, которые с ним отрабатывали, но и начинает сам понимать новые задания без дополнительной отработки (например, "закрой дверь" ему показывают один-два раза, и этого оказывается достаточно). В таком случае программа считается освоенной – ребенок дальше может осваивать информацию из окружающей среды, как это делают типично развивающиеся дети.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов (кладет карточки с вилкой и ложкой в одну стопку, а карточки с кошкой и собакой – в другую), "покажи, как ты... " (делает вид, что причесывается / надевает шапку / крутит руль / тушит пожар / мяукает и ловит мышей), местоимения (правильно употребляет "я иду" – "ты идешь"), ответы на вопросы "что", "кто", "где", "когда", "как", употребление "да" и "нет", и др. Среди более продвинутых программ – "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть", и др.

Конечная цель АВА – дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

Поэлементное разучивание многих десятков действий занимает много времени. Считается, что АВА дает наибольший эффект, если заниматься с ребенком по этой  методике 30-40 часов в неделю (при этом проверено, что аналогичное количество часов, проведенное с ребенком без особой методики, далеко не столь  результативно). Кроме того, в идеальном варианте надо начинать занятия по этой методике до того, как ребенку исполнится 6 лет (АВА помогает также старшим детям, но чем раньше начать занятия, тем лучше будет результат).

Родители, даже при наличии сил и ресурсов, как правило не могут давать ребенку сорок часов интенсивных занятий в неделю на протяжении нескольких лет. Обычно домашняя программа АВА для ребенка организуется силами родителей, плюс несколько человек нанятых и специально обученных терапистов, как правило студентов, и супервайзера – специалиста по программам. Один терапист занимается с ребенком на протяжении двух-трех часов (делая за это время пять-шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два-три тераписта, и таким образом ребенок занимается пять-шесть часов в день. Все тераписты записывают в журнал свои действия: над какими программами работали, сколько попыток, какие подсказки, сколько правильных ответов, сколько неправильных. Каждый следующий терапист просматривает записи предыдущего и начинает с того места, где предыдущий остановился. Раз в две-три недели происходит собрание всех терапистов, где супервайзер просматривает журнал, просит терапистов продемонстрировать, что именно они делают, решает, какие стимулы и программы уже освоены, и ставит новые цели.

Системность и интенсивность занятий обеспечивают их высокую результативность. Обратной стороной является сложность финансового обеспечения программы АВА. В США стоимость домашней программы по закону покрывает School District. В Украине и странах СНГ стоимость работы сертифицированного Специального семейного тераписта составляет 3-5 у.е. в час. При этом найти такого специалиста крайне сложно. Государство в процессе пока не участвует, родителям приходится рассчитывать на свои силы, участие спонсоров и посильную помощь волонтеров.

Рекомендуем также прочитать:

- статью практического психолога Т.И.Пуховой "Как «раскрутить» ребенка-аутиста в игротерапии. Практические советы"

- статью авторитетного психолога Бернарда Римланда "Интенсивное раннее поведенческое вмешательство: письмо поддержки"

- книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку!»
Автор – писательница и авторитетный тренер дельфинов, точно и с юмором пишет об основах модификации поведения, применительно к дрессировке животных и самоусовершенствованию.
«Эта книга о том, как обучать кого угодно: человека или животное, старого или молодого, самого себя или других - и чему угодно. Как добиться, чтобы кот спрыгнул с кухонного стола, а бабушка перестала ворчать; как управлять поведением домашних животных, детей, начальства и друзей; как улучшить свои достижения в теннисе, гольфе, математике, развить память? Все это можно достичь, используя принципы обучения с подкреплением»

- книгу Кэтрин Морис «Услышать голос твой»
которая рассказывает, как ее двое детей вылечились от аутизма с помощью АВА – История триумфа одной семьи над аутизмом.

FLOOR TIME ("игровое время")

Методика создана Стенли Гринспаном. Использует интересы ребенка, даже патологические (например, часами тереть по стеклу) для установления с ним контакта (терапист или родитель становится рядом и тоже трет по стеклу, или закрывает стекло, и ребенок вынужден на это отреагировать – начать тереть стекло в другом месте, или тереть руку тераписта, или тереть стекло по очереди с терапистом – все эти возможности уже будут началом контакта).

Гринспан выделяет шесть стадий развития ребенка: стадия интереса к миру (достигается к трем месяцам), стадия привязанности (к пяти месяцам), стадия двухсторонней коммуникации (к девяти месяцам), стадия осознания себя (к полутора годам), эмоциональных идей (к двум с половиной годам), эмоционального мышления (к четырем годам). Аутисты обычно не проходят все стадии, а останавливаются на одной из них. Задачей "игрового времени" является помочь ребенку пройти через все стадии. Двусторонняя коммуникация достигается, если ребенок реагирует на действия тераписта. Всякий раз, когда такая реакция происходит, закрывается один круг коммуникации. Терапист должен стремиться к тому, чтобы ребенок стал закрывать как можно больше кругов в процессе общения. При этом сам терапист ставит себя в положение помощника, ассистента при ребенке, ребенок ведет, а терапист следует за ним; таким образом ребенок осознает и утверждает себя как личность.

Терапист не предлагает новых идей в игре, но развивает идеи, предлагаемые ребенком, а также задает вопросы, прикидывается непонимающим и побуждает ребенка объяснять, а значит, анализировать игровые ситуации. Таким образом в ребенке развивается эмоциональное мышление. Только в том случае, когда ребенок перестает закрывать круги коммуникации, то есть прерывает общение, терапист может вмешаться и предложить новые идеи.

Гринспан советует не прерывать ребенка, даже если ребенок вводит в игру агрессивные мотивы. Если ребенок таким образом выговаривается, он помогает себе научиться не бояться себя и своих эмоций, а обыгрывать их и таким способом управлять ими.

"Игровое время", в отличие от АВА, как считает Гринспан, не требует многочасовых занятий, и может проводиться родителями. Оптимально, чтобы родители прошли обучающий спецкурс. Хорошо также, чтобы родителей консультировал супервайзер, специализирующийся на этой методике.

Развитие Межличностных Отношений (РМО)

Relationship Development Intervention (RDI). Данная методика разработана в штате Техас двумя психологами, – Стивеном Гатстин и Рашель Шили. Включает диагностические критерии для определения, на каком уровне находится ребенок, с упражнениями для каждого уровня. Во всех упражнениях акцент делается на добровольности действия.

Примеры упражнений:
«Мои слова важны». Цели:
- развивает внимание к разговору
- учит ценить ваши слова
- как говорить, чтобы вас слушали.
Сколько раз вы впадали в отчаяние, потому что приходилось повторять одно и то же? Многие дети аутисты не умеют слушать. Они легко отвлекаются, а тому, кто с ними говорит, приходится повторять много раз, и брать на себя работу по проверке того, услышано ли сказанное. В этом упражнении ребенку помогают понять, что в процессе коммуникации обязанности есть не только у говорящего, но и у слушающего.

Разные упражнения с бобовыми пуфами. Цели:
- ребенок сам обращает внимание на человека, который начинает с ним общаться
- удерживает внимание на действиях и выражении лица собеседника
- часто инициализирует совместное переживание эмоции, глядя на собеседника
- выражает одобрение новых действий социальных партнеров
- выражает желание продолжать интересные действия
- с удовольствием участвует в интересных действиях, начатых и контролируемых взрослым
В упражнениях используются большие и долговечные бобовые пуфы. Они похожи на круглые мешки, не имеют собственной формы. Дети всех возрастов любят их, им можно найти много разных употреблений. Упражнения с пуфами практически всегда бывают захватывающими для новичков. Следите внимательно, чтобы новичок не перевозбудился.