Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...
Дельфинотерапия

dolph4Дельфинотерапия в различных центрах и дельфинариях организована, исходя из глубины понимания специалистами и владельцами данного конкретного заведения сути процесса лечения и множества "других" факторов. Все, кто профессионально занимается дельфинотерапией знают, что именно эти "другие" факторы и определяют фактический результат лечения. Нахождение ребенка в воде с дельфином не является автоматически целебным фактором, положительный эффект достигается только при комплексном подходе к организации всего процесса дельфинотерапии.

Стоимость дельфинотерапии достаточно высокая, родители обычно ожидают высокую эффективность и видимые результаты. Существует много нюансов и профессиональных "секретов", как за короткий период нахождения в воде добиться максимальной отдачи. Такой информацией владеет очень узкий круг экспертов-анималотерапевтов.
По просьбе нашего сайта ведущий детский психолог одного из украинских дельфинариев рассказал, как проходят сеансы дельфинотерапии, как подготовиться и на что обратить внимание родителям.

"Общение ребенка с дельфинами должно начинаться задолго до приезда в дельфинарий. Грамотные родители обычно находят возможность проконсультироваться у независимых экспертов и определяются не только с выбором дельфинария, но и с оптимальным временем проведения терапии, количеством сеансов, их продолжительностью, состоянием и возрастом dolph3дельфинов, опытом и особенностями работающих с детьми дельфинотерапевтов. Немаловажно также и время назначенного сеанса, подготовительные и сопутствующие процедуры. То есть все то, что не стоит дорого и не отнимает много времени, но оказывает существенное значение на результат лечения.
Далее обычно по рекомендации психолога дельфинария родители показывают ребенку видеоролик, размещенный в Интернете и сопровождают показ комментарием и рассказом о дельфинах, тем самым подготавливая почву к предстоящей поездке. Родителям необходимо заполнить анкету, размещенную на сайте дельфинария. Как только ребенок с родителями прибыли в дельфинарий, они попадают в атмосферу четко продуманной системы мероприятий, направленных на психотерапевтическую коррекцию. Расслабляться родителям еще рано, так как необходимо решить нюансы с поселением, питанием, возможно диетой, графиком терапии, бывают различные обстоятельства форс-мажора, в том числе и в дельфинарии.
«Театр начинается с вешалки», и дельфинарий не стал здесь исключением. Ребенок сам подбирает себе гидрокостюм и проходит в помещение, где его уже ждут дельфины и команда специалистов. Обычно рекомендуется прийти за 30–40 мин. до начала сеанса, чтобы ребенок успел адаптироваться к новому помещению, увидел, как другие дети занимаются с дельфинами и для получения рекомендаций психолога до начала занятия. Специалист-психолог знакомится с ребенком и родителями, изучает анамнез и индивидуальные особенности ребенка, совместно вырабатывается стратегия проведения занятия.

Следующий этап – знакомство с дельфинотерапевтами и с дельфинами.
Ребенок с одним из родителей находится на помосте, а дельфины приглашают себя погладить, высовываясь из воды. Дельфины обладают способностью к межвидовой коммуникации, что позволяет им находить разнообразные способы общения, гибко изменять свое поведение, в зависимости от психофизического состояния ребенка. Перед ребенком стоит задача - преодолеть страх перед огромными существами и перед водой, для чего специально разработана программа игр с участием дельфинов (игры в мяч, бросание колец, «дирижирование» и т.д., в зависимости от физических и психологических возможностей ребенка). Игровое общение с дельфинами проходит в комплексе с выполнением физических упражнений, направленных на развитие крупной моторики, ориентацию в пространстве, координацию движений. Для детей, имеющих проблемы с развитием моторных навыков и познавательных процессов игра с дельфином является стимулом развития и овладения новыми действиями.
dolph2На этом этапе основным является игровой метод. Индивидуальный подбор игр нацелен на решение поставленных коррекционных задач. Также могут применяться альтернативные методы, по усмотрению специалистов-дельфинотерапевтов – сказкотерапия и др. Общение на помосте происходит до тех пор, пока психолог не зафиксировал, что ребенок готов к более тесному контакту с дельфином и адаптировался к новым условиям.
Во время сеанса дельфинотерапии обязательно присутствуют дельфинотерапевт (это специалист-психолог с высшим образованием), психолог, работающий с родителями и кто-нибудь из родителей ребенка. У детей со специальными потребностями часто нарушены контакты с внешним миром, и, в частности, с опекающими его взрослыми. Далеко не все взрослые справляются с трудностями, которые возникают при рождении специфического ребенка, тут требуется не только любовь, но и огромное терпение, вера и знания.
Совместная работа с психологом во время занятий помогает родителям находить решения во взаимодействии с ребенком, получать необходимые рекомендации, оценивать динамику психического состояния ребенка и дальнейшие перспективы его развития. Важно, что в процессе беседы с психологом родители могут составить себе ясное представление о предстоящих коррекционных мероприятиях и имеют возможность задать психологу интересующие их вопросы.

Перед психологом в отношении родителей стоят следующие задачи:
- налаживание контакта, располагающего к дальнейшему сотрудничеству;
- привлечение внимания родителей к сильным и слабым сторонам развития ребенка;
- ориентирование родителей на планомерную, последовательную коррекционно-развивающую работу по нормализации состояния своего ребенка;
- обучение родителей правильному распределению времени в соответствии с приоритетом решаемых задач;
- правильная организация коррекционного пространства в условиях семьи и т.д.
Родители должны быть реально ориентированы в возможностях дальнейшего развития своего ребенка. На дельфинотерапию приходят дети с различными, в том числе и комбинированными нарушениями. Часто такие дефекты, как снижение слуха, зрения и интеллекта сочетаются с нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.

Следует отметить, что диагноз заболевания не всегда определяет прогноз дальнейшего развития, так как каждое заболевание нервной системы может проявляться в различных формах, иметь разную степень тяжести и обусловливать как тяжелые, так и слабо выраженные отклонения в развитии. Так, детский церебральный паралич проявляется в различной степени тяжести как в отношении поражения двигательных, так и интеллектуальных функций. Ребенок с этим заболеванием может быть полностью обездвижен, иметь глубокую умственную отсталость, совершенно не владеть языком и в то же время при этом заболевании, независимо от тяжести поражения двигательной сферы, он может иметь нормальный интеллект и обучаться по программе общеобразовательной школы.

Следует помнить, что родители и близкие особого ребенка живут в состоянии продолжительного психического и физического напряжения, опасения и тревоги за будущее своего ребенка. Зачастую они вынуждены ограничивать собственные контакты с миром, встречая непонимание окружающих. Позитивный психологический климат в семье, столь важный для сложного ребенка, вдвойне тяжело поддерживать. За эмоциями теряется иногда положительная динамика развития ребенка. В такой ситуации именно специалист-психолог поможет адекватно оценить движение в развитии ребенка, спланировать совместные действия и шаг за шагом двигаться к цели.

В определенных случаях психолог рекомендует родителям не присутствовать на сеансе дельфинотерапии. Это обусловлено специфической реакцией ребенка на присутствие близких в стрессовой ситуации. Так, симбиотическая связь ребенка-аутиста с матерью может препятствовать эффективному проведению сеанса, тут родителям стоить довериться мнению специалистов. Ребенок также может кричать и сопротивляться, отказываясь идти в воду и общаться с дельфинами. Буря эмоций, которую испытывают дети и родители - не лучший помощник, и именно опытный дельфинотерапевт знает, как лучше поступить в данной конкретной ситуации.

Сеанс дельфинотерапии длится 15-30 минут. Остальное время дня обычно свободно. Дельфинарий свою непосредственную работу выполнил, а вот оставшееся время желательно использовать грамотно, для закрепления и усиления коррекционного эффекта. Эксперты могут рекомендовать разную программу. Это уже очень индивидуально, в зависимости от специфики заболевания, наличия нужных специалистов в городе, времени года и др. Правильно организованная программа может давать потрясающий эффект. Мы уже не удивляемся, но все равно остается ощущение чуда, когда ребенок, который долго молчал, впервые начинает говорить, общаться с дельфинами и людьми.

Дельфины - потрясающие животные, тайны их интеллекта до сих пор не разгаданы. Их воздействие на психику ребенка настолько уникально, что не хватит книги все это описать. Тот импульс и толчок к развитию, который они дают, следует принимать как урок любви и высший дар. Дельфинотерапия может стать пусковым механизмом, если последующая коррекция будет проводиться по составленной лечащим психологом индивидуальной программе. Мозг растущего ребенка в высокой степени адаптивный. Дозированные медикаментозные, пищевые, физические нагрузки в комплексе с программой психологической коррекции в большинстве случаев дают ощутимые и видимые результаты."