МКБ - 10
F84 Общие расстройства развития
Общие диагностические указания:
- Расстройства, характеризующиеся расстройствами социальной адаптации и общения в сочетании со стереотипными интересами и действиями;
- Расстройства развития возникают в младенческом возрасте, реже - в первые пять лет жизни;
- Часто сочетаются с расстройством, проявляющимся нарушениями в когнитивной сфере, независимо от наличия и отсутствия умственной отсталости;
- В некоторых случаях расстройства сочетаются и предположительно обусловлены некоторыми патологическими состояниями, среди которых наиболее часты :
- детские спазмы;
- врождённая краснуха;
- туберозный склероз;
- церебральный липидоз;
- фрагильность Х-хромосомы.
- Расстройство должно диагностироваться на основании поведенческих признаков, независимо от наличия или отсутствия патологических; любое из этих сопутствующих состояний должно кодироваться отдельно;
- При наличии умственной отсталости, степень её выражаенности кодируется отдельно (F70 - F79), поскольку она не является обязательным признаком общих расстройств развития.
F84.0 Детский аутизм
Диагностические критерии
- Расстройство, при котором всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия, выступающие в форме неадекватной оценки социо-эмоциональных сигналов, что проявляется как:
- отсутствие социо-эмоциональной взаимности (особенно характерно);
- отсутствие реакций на эмоции других людей и/или отсутствие модуляций поведения в соответствии с социальной ситуацией;
- отсутствие социального использования имеющихся речевых навыков, недостаточная гибкость речевого выражения и относительное отсутствие творчества и фантазии в мышлении;
- нарушенное использование тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такое же отсутствие сопровождающей жестикуляции;
- нарушения в ролевых и социально-имитативных играх.
- Характеризуется также ограниченными, повторяющимися и стереотипными поведением, интересами и активностью, что проявляется:
- тенденцией устанавливать жесткий, раз и навсегда заведённый порядок во многих аспектах повседневной жизни;
- в особом порядке выполнения ритуалов нефункционального характера;
- моторными стереотипиями;
- особым интересом к нефункциональным элементам предметов (запах или осязательные качества поверхности).
- Аномалии развития должны отмечаться в первые три года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.
D. Отсутствие предшествующего, несомненно нормального развития.
- Часто наблюдаются неспецифические для аутизма расстройства, такие как страхи (фобии), нарушения сна и приёма пищи, вспышки гнева и агрессивность, самоповреждения.
- Дефицит спонтанности, инициативности и творчества как при выполнении заданий и инструкций, так и в организации досуга;
- Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются по мере роста ребёнка, но на протяжении зрелого возраста этот дефект сохраняется, проявляясь во многом схожими расстройствами.
- У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
- Четвёртый знак указывает на причину расстройства:
F84.01 … обусловленный органическим заболеванием головного мозга; F84.02 … вследствие других причин. Включаются:
- аутистическое расстройство;
- инфантильный аутизм;
- инфантильный психоз;
- синдром Каннера.
Исключается:
- аутистическая психопатия (F84.5).
F84.1 Атипичный аутизм
Диагностические критерии:
- Расстройство сходное с F84.0, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев А - С, а именно:
- достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,
- ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,
- тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.
- Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью, наличие или отсутствие которой обозначается четвёртым знаком (при этом вторым кодом указывается соответствующий диагноз F70.хх - F79.хх);
F84.11 - …с умственной отсталостью F84.12 - …без умственной отсталости Включаются:
- умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами;
- атипичный детский психоз.
F84.2 Синдром Ретта
Диагностические критерии
- Расстройство к настоящему времени описано только у девочек.
- Раннее развитие нормально или внешне нормально.
- Начало расстройства между 7 и 24 месяцами.
- Парциальная или полная потеря мануальных навыков и речи.
- Замедление роста головы.
- Наиболее характерно:
- потеря спонтанных движений рук.
- стереотипное "заламывание", "мытьё" рук, смачивание слюной;
- неполное пережёвывание пищи;
- одышка.
- В среднем возрасте развитие атаксии, апраксии, сколиоза и кифосколиоза, хореоатетозных расстройств, нередко - эпилептических припадков.
- Исход заболевания - тяжёлая психическая инвалидность.
F84.5 Синдром Аспергера
Диагностические критерии
- Сочетание признаков:
- расстройства, сходные с аутизмом ("мягкий" вариант аутизма);
- двигательные дисфункции (как в F82. - )
- сохранные интеллект и речь,
- встречаются чаще у мальчиков (в соотношении 8 : 1).
Включаются:
- аутистическая психопатия,
- шизоидное расстройство детского возраста.
Исключаются:
- шизотипическое расстройство (F21),
- простая шизофрения (F20.6),
- нарушение привязанности детского возраста (F94.1, F94.2),
- ананкастическое личностное расстройство (F60.5),
- обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-).
F84.8 Другие общие расстройства развития
F84.9 Общее расстройство развития неуточнённое
Это остаточная диагностическая категория, которая должна использоваться для расстройств, подходящих к общим диагностическим указаниям расстройств развития, но при которых отсутствует адекватная информация или имеются противоречивые данные, означающие, что не могут быть удовлетворены критерии для шифрования каких-либо других рубрик F84.
Приказ №3 МЗ РФ от 12.01.1998 "О принятии МКБ-10 с 01.01.1999".
|