Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Коррекционная работа с родителями детей с психофизическими нарушениями Рекомендуем

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2013

Семьи, в которых воспитываются детей с психофизическими нарушениями, живут под грузом многочисленных проблем, что осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.

Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с психофизическими нарушениями, достигается далеко не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей особых детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы, другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с детьми с психофизическими нарушениями, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи.

Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие.

  1. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ. Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.
  2. Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с психофизическими нарушениями и создании условий для его гармоничного развития.
  3. Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов. Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.
  4. Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы. Этот принцип ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.
  5. Принцип оказания личностно - ориентированной помощи. С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у ребенка с психофизическими нарушениями, членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.
  6. Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии. Этот принцип предполагает формирование положительных ценностных ориентаций и установок у родителей ребенка, принятие его психофизических нарушений членами семьи и лицами социального окружения.
  7. Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с психофизическими нарушениями. С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного уровня родителей - фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.
  8. Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.

Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.

В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное.

Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с ребенком с психофизическими нарушениями и его родителем (чаще матерью). На этом этапе, перед специалистом ставятся следующие цели:

  • создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с психофизическими нарушениями в семье;
  • переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с психофизическими нарушениями, оптимизация их самосознания;
  • гармонизация психологического климата в семье;
  • коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);
  • формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).

Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи:

  • обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком с психофизическими нарушениями в домашних условиях;
  • обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка с психофизическими нарушениями;
  • коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;
  • коррекция внутреннего психологического состояния родителя: состояние неуспеха, связанное с недостаками ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость его начальных успехов;
  • коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;
  • осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога;
  • переход родителя с позиции переживания за своего ребенка из-за его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;
  • повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка;
  • трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому;
  • созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому, освобождая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.

Формы работы:

  1. демонстрация родителям больного ребенка с психофизическими, приемов работы с ним;
  2. конспектирование родителями занятий, проводимых психологом;
  3. выполнение домашних заданий со своим ребенком;
  4. чтение родителями специальной литературы, рекомендованной психологом;
  5. реализация родителями творческих замыслов в работе с ребенком;
  6. Психокоррекция:
    • формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с психофизическими нарушениями;
    • коррекция взаимоотношений в диаде родитель - ребенок с психофизическими нарушениями;
    • коррекция личностных нарушений у родителей детей с психофизическими нарушениями;
    • коррекция нарушенного психологического состояния родителей детей (тревоги, ожидания перманентного неуспеха в учебе своего ребенка, состояний, связанных с пониманием себя как несостоявшегося человека);
    • коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так и в отношениях с социумом (скандальное поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение, реакции протеста);
    • гармонизация интерперсональных отношений между диадой, представленной матерью с ребенком, и членами семьи; членами семьи и посторонними лицами.

В процессе проведения коррекционных занятий самосознание родителей детей с психофизическими нарушениями оптимизируется. Этот процесс направлен не столько на раскрытие ими психологического конфликта (недуг ребенка с выраженными нарушениями развития может быть неизлечим), сколько на переориентировку родителей с общепризнанных моделей ценностей (ребенок не может быть неполноценным, он должен родиться здоровым, интеллектуально и физически сохранным), которые были у них сформированы в виде родительских репродуктивных установок до рождения больного ребенка, на общечеловеческие ценности. Происходит формирование новых жизненных ориентиров у родителей относительно ребенка с психофизическими нарушениями.

И. С. Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобыт-ность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а за-тем согласовывается с содержанием образования».

Психокоррекционный процесс в личностно ориентированном подходе направлен на изменения в трех плоскостях измерений: когнитивной (познавательной), эмоциональной и поведенческой. Каждое из этих направлений ставит определенные задачи.

Когнитивная сфера (интеллектуальное осознание родителями возникающих проблем):

  • осознание связи между психогенными факторами и возникновением и сохранением невротических (пониженное, тревожное настроение, слезы, страх, ощущение бесперспективности будущего) или психопатических расстройств (агрессивное настроение, характеризующееся асоциальными формами поведения), с учетом того факта, что психогенным фактором для всех родителей детей с психофизическими нарушениями является состояние здоровья их ребенка;
  • определение ситуаций, вызывающих напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции;
  • осознание особенностей своего поведения и эмоционального реагирования на действия представителей социума;
  • осознание того, что выявляемая потребность в поддержке извне у родителя ребенка с психофизическими нарушениями может иметь форму невротической потребности;
  • выявление внутренних личностных психологических проблем и конфликтов;
  • осознание того, что причиной развода или псевдосолидарных отношений в семье является не рождение ребенка с психофизическими нарушениями, а неконструктивность отношений, сложившихся между его родителями в более ранний период жизни семьи;
  • выявление причин изоляции и отстраненности отца (матери) от контактов с ребенком;
  • осознание того, что для устранения конфликтных форм взаимоотношений в семье необходимо переосмысление собственной семейной роли;
  • выявление рассогласованности между образом "Я" и восприятием родителя другими лицами;
  • осознание своей роли и меры своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций.

Развитие эмоциональной сферы, чувствительности, эмпатии, терпимости:

  • получает поддержку со стороны психолога и членов группы;
  • учатся быть более внимательными как к себе, так и к другим людям, учатся ценить себя, учатся позитивному отношению к себе;
  • обретают способность выражать более свободно собственные отрицательные и положительные эмоции;
  • учатся вербализовывать и понимать собственные чувства;
  • производят эмоциональную коррекцию своих отношений.

Психокоррекционные мероприятия поведенческой сферы дают возможность:

  • распознать собственные неконструктивные поведенческие реакции;
  • приобрести навыки адекватного общения в социуме;
  • развить коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению;
  • выработать способность к закреплению адекватных форм поведения и реагирования на проблемы ребенка на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.