Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Концепция психологической работы с родителями детей с психофизическими отклонениями

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2015

Опыт диагностической и психологической работы с детьми с психофизическими отклонениями в развитии и их родителями позволил сформулировать концепцию ранней профилактики этих нарушений. Концепция должна опираться на законы психического развития в раннем онтогенезе, которые проявляются через ряд психосоциобиологических феноменов в психической деятельности ребенка - психическую активность, компетенцию и привязанность. Высказываемая концепция психопрофилактики исходит из теоретических и экспериментальных разработок психологов: Л.С. Выготского - о психической активности,

В.П. Симонова  - об эмоциональном резонансе и эмоциональном голоде, M.Bond - о феномене компетенции младенца и малыша в процессе развития.

Одним из важных факторов профилактики психического дизонтоге-неза является продуктивность среды, которая предполагает возможность создания оптимальных условий для комфортного самоощущения ребенка.

Основной задачей психопрофилактики является диагностика и коррекция отклонений развития психических функций ребенка (эмоциональных, волевых, внимания, познавательных, социального поведения), выявление, диагностика и коррекция отклонений внутрисемейных отношений (что включает в себя стимуляцию их родительских чувств и повышение их компетентности в обращении и понимании своего ребенка).

У детей с отклонениями в психофизическом развитии в ходе компен-сирования  происходит формирование новых динамических систем условных связей, коррекция нарушенных или ослабленных функций и развитие личности в целом. В этой связи Л.С. Выготский говорил о законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации: «Положительное своеобразие дефективного ребенка создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, а тем, что выпадение функции вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития»  (с.147).

При этом оптимальное развитие функций сохранных органов, замещающих пораженные системы, ученый объясняет не их особым врожденным строением ребенка, а активным функционированием, вызванным жизненной необходимостью. В развитии ребенка с нарушениями ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные, третичные социокультурные последствия, его социально-психологическая реализация.

Процесс компенсации включают ребенка в разнообразные социальные взаимодействия, активное общение, социально-полезная деятельность на основе компенсаторных возможностей, не в состоянии полностью исправить отклонение в развитии, но он помогает преодолеть затруднения, создаваемые этим отклонением. Чем раньше начинается специальное психологическое воздействие, практика социальной включенности, тем успешнее развивается процесс компенсации. Работа по социальной и психологической реабилитации, начатая на ранних этапах развития, предупреждает появление вторичных и третичных последствий нарушения психики и способствует развитию ребенка в перспективном направлении. Для некоторых групп детей с отклонениями в развитии пределы компенсации ограничены, в силу наличия выраженных отклонений в онтогенезе. Однако, их психофизическое здоровье будет улучшаться при осуществлении интеграционных программ, отмечают в своей работе Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева.

Успешное протекание компенсаторных процессов у детей с отклонениями в психофизическом развитии проходят рад обязательных условий:

- необходима грамотно организованная система образования, которая предусматривает дифференцированное построение сети специальных образовательных коррекционных учреждений, построение учебно-воспитательного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-реабилитационной работы;

- следует использовать принцип учета индивидуальных и типологических особенностей ребенка, что отражается в индивидуальном и дифференцированном подходе, соединении теории и практики;

- формирование  продуктивных межличностных отношений в коллективе детей и между педагогами и детьми;

- необходима организация режима учебной деятельности и отдыха детей, согласно правилам, что может предупредить возможность перегрузки учебными занятиями;

- применение развернутой батареи наглядных и технических средств для оптимальной реализации возможностей и способностей детей.

Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, имеют базовые положения ряда теорий и исследований:

-психолого-педагогические закономерности развития ребенка с психофизическими нарушениями есть результат сложного процесса его социализации (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский и др.);

- развитие в условиях дизонтогенеза требует создания  специальной коррекционно-развивающей среды (К.C. Лебединская, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова и  др.).

Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье мы  по-нимаем внутрисемейные условия, которые создаются родителями и обеспе-чивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими отклонениями в развитии.

Семья рассматривается нами как микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение социальному миру, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка, отмечает В.Р. Никишина. Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития.

Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка (И.Ю. Левченко, Н.В. Мазурова,  Г.А. Мишина,  E.М. Мастюкова,  В.В. Ткачева  и др.).

Особое внимание ученые уделяет положительному влиянию родителей на ребенка с отклонениями в развитии, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и в домашней обстановке. Внутрисемейная атмосфера рассматривается нами как коррекционная, которая своим  воздействием способствует развитию ребенка, формирует в нем фундамент социальных ориентиров.

Реализация комплексного подхода к осуществлению психологической помощи семьям с детьми, имеющими психофизические отклонения в развитии, позволяет через гармонизацию внутрисемейной атмосферы, модернизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы целенаправленной помощи ребенку.

Многообразные формы обучения, как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, работа с детьми, имеющими психофизические отклонения в развитии, включают такую семью в поле коррекционного воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка.

Работа с семьей становится, одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.

Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, приобретает положение о психологической травмированности родителей этих детей. Оно строится на положении Л.С. Выготского  о единстве «аффекта и интеллекта», на концепции С.Л. Рубинштейна  о том, что формирование психики и ее изменения происходят на биологической основе под влиянием социального опыта человека, преломляясь через его индивидуально очерченные внутренние условия. П.К. Анохин  в своей работе подтверждает, что регуляция деятельности эмоциональной системы обеспечивает функционирование человеческого организма в целом. В случае нарушения деятельности регуляторных механизмов эмоциональной системы страдает личность человека. С другой стороны, сензитивность аффективной сферы индивида и ее гибкость позволяют в случае создания адекватных условий развития, мироощущения и жизнедеятельности оптимизировать его характерологические черты, самосознание и познавательные процессы.

В.Н. Мясищев  рассматривает структуру личности через систему отношений. Личность, по определению ученого, есть целостная, организованная система связей с реальной действительностью. Целостность системы отношений личности зависит от многих факторов, и в первую очередь от отношения человека к самому себе (Б.Г. Ананьев). Отношение к самому себе преломляется через самосознание личности. Самосознание включает целостную оценку человеком себя и своего места в жизни. Самосознание является наиболее поздним психическим образованием в развитии личности, что и обусловливает в отдельных случаях (при глубоких эмоциональных переживаниях и стрессах) его неустойчивость. Низкодифференцированная структура самосознания предполагает особую ранимость, хрупкость и зависимость от чужих оценок. Высокая дифференциация самосознания свидетельствует о большой осознанности и подконтрольности аффективных переживаний.

Самосознание личности дифференцируется на отдельные сферы или стороны. Когнитивная сторона, или «образ Я», объединяет представления человека о себе: о своих способностях и возможностях, целях и идеалах, взаимоотношениях с другими людьми. Аффективная сторона характеризует самооценку личности, ее эмоционально-ценностное отношение к себе. Поведенческая сторона заключается в способности индивида к саморегуляции поведения и деятельности исходя из когнитивных представлений о себе и эмоционально-ценностного отношения к себе (Д.Д. Бекоева [с.27]).

С позиций теории отношений, подчеркивает В.Н. Мясищев, психогенное или конфликтогенное нервно-психическое расстройство «возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека».

Л.H. Собчик отмечает, что в основе нарушения целостности системы отношений личности лежит искажение когнитивного и преобладание эмоционального компонента отношений, что влечет за собой у одной части лиц нарушения адекватной регуляции поведения, а у другой - невротические проявления, у третьей - психосоматические. Нервно-психические расстройства обусловливаются не столько широтой и глубиной нарушений с точки зрения объективного наблюдения, сколько их значимостью в субъективно-оценочной системе индивида (В.Н. Мясищев).

Следует учитывать,  что личность родителей, испытывающая воздей-ствие сильного длительного психогенного фактора, оказывается на грани проявления своих возможностей и реализации жизненных целей.

Интерпретация особенностей личности родителей детей с отклонениями в развитии осуществляется с позиций целостного подхода, в рамках которого личность понимается как единство биологических и социальных факторов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

Комплексное изучение личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и разработка конкретных форм психокоррекционной помощи позволяют оказать им существенное содействие в преодолении сложностей социального приспособления как для себя, так и для своих детей.

В концепции подтверждается, что психическое развитие ребенка осу-ществляется в процессе его социализации (Л.С. Выготский). В качестве важнейшего института социализации ребенка с отклонениями в развитии рассматривается семья, где социализация происходит как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму социального научения.

Используемая литература:

  1. Ананьев Б. Г. Теория ощущений / Б. Г. Ананьев. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1961. – 456 с.
  2. Анохин П. К. Эмоции / П. К. Анохин. – М: Изд-во МГУ, 1984. – 173 с. – (Психология эмоций).
  3. Бекоева Д. Д. Государственное самосознание / Д. Д. Бекоева. - М.: Университетский гуманитарный лицей. – 2004. – 141 с.
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. –  Т. 2. – Проблемы общей психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. –  М.: Педагогика. – 1982. – 504 с.
  5. Зайцев Д. В. Роль семьи в социализации и подготовке к взрослой жизни детей с ограниченными интеллектуальными возможностями / Зайцев Д. В.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №3. –  С.49 – 65.
  6. Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. –  М. : Просвещение, 2008. – 240 с.
  7. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия / [ред. Е. Д. Хомская]. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с.
  8. Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухого школьника. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. 19.00.07 «педагогическая психология» / М., 1997. – 18с.
  9. Мамайчук И. И. Социально-психологическое исследование семьи больных с детским церебральным параличом и психокоррекционная работа с родителями / И. И. Мамайчук, В. Л. Мартынов, Г. В. Пятакова // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации / – М.: ЦИЭТИН, 1989. – С. 98 – 104.
  10. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. – М.: Владос, 2003. – 408 с.
  11. Мясищев В.Н. Психология отношений  / В.Н. Мясищев; под. ред.
  12. А.А. Бодалев, А.Н. Сухов. – М.: Изд-во Моск. Психолого-социльного института. – 1995. – 365 с.
  13. Никишина В. Б. Системный подход как основание построения стратегии психореабилитационной работы с детьми с нарушениями в развитии / В. Б. Никишина // Мир психологии, 2004. – № 2. – 271– 276.
  14. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики / Л. Н. Собчик. – Вып.3. – М., 1990. – С. 6 – 12.