Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Принципы взаимодействия с семьей особого ребенка

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2014

Как подчеркивают Л.C. Выготский, Ж.И. Шиф - у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах, что говорит о первостепенной важности психологической диагностики ребенка. Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и, в свою очередь, гармонизировать внутрисемейную атмосферу.

Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные положения, которыми должны руководствоваться специалисты при проведении психодиагностических мероприятий.

Рассмотрим принципы взаимодействия с семьей на разных этапах:

- принцип комплексности и многоплановости  изучения поблем, с ко-торыми сталкивается семья. На современном этапе в качестве субъекта ис-следования уже не может рассматриваться только ребенок с отклонениями в развитии, так как в спектр диагностических мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на его развитие. Выбор психоди-агностического инструментария должен также отвечать поставленным задачам.

- принцип гуманного отношения к членам семьи и к самому ребенку, следуя этому принципу, необходимо учитывать, что  исследовательская работа не должна быть направлена на дестабилизацию семьи и ухудшение взаимоотношений между ее членами, а должна включать кроме диагностических и психокоррекционные, психотерапевтические стороны;

 - единства диагностики и коррекции, в соответствии с которым точное выявление причины нарушений предполагает и возможность ее максимально успешной коррекции;

- принцип конфиденциальности и профессиональной этики психоло-га, что предполагает создание между членами семьи и психологом необходимых доверительных отношений, а информация частного характера, которую сообщают психологу родители ребенка, не может быть разглашена или использована против членов семьи и ребенка с отклонениями в развитии.

- выявления факторов, которые оказывают неблагоприятное воздей-ствие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка;

- исследование семьи и ее трудностей на разных возрастных этапах жизни ребенка;

- принцип учета психологических особенностей родителей, воспиты-вающих детей с отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих. Реали-зация этого принципа позволяет наметить пути коррекции деструктивных типов воспитания, снивилировать конфликты, ослабить проявление личностных акцентуаций членов семьи, гармонизировать атмосферу в семье и отношение ее здоровых членов к ребенку с отклонениями в развитии.

В связи с разнородностью субъектов исследования (дети и их родите-ли) и вариативностью возможных нарушений диагностику проблемной семьи необходимо проводить в нескольких направлениях. Направления психологического изучения проблем семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с учетом перечисленных выше особенностей могут быть объединены в блоки.

Первый блок - психологическое изучение ребенка с отклонениями в развитии. Этот блок представлен исследованием факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими нарушениями:

- особенности личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;

-факторы, которые определяют личностное развитие детей с психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах;

- особенности межличностного взаимодействия ребенка с психофизи-ческими отклонениями в  развитии, со сверстниками, сиблингами и их влияния на его развитие;

- эмоционально-волевая сфера ребенка с отклонениями в  развитии;

- причины, препятствующие формированию адекватной личностной самооценки у ребенка с отклонениями в развитии;

- особенности формирования «системы Я» у детей с отклонениями в развитии;

- потребности ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных факторов, их определяющих;

- межличностные отношения в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в развитии.

В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты диагностики.

Второй блок - психологическое  исследование родителей и членов се-мьи ребенка с отклонениями в развитии.

Данные, полученные при изучении психологических особенностей родителей (лиц, их замещающих) и членов семей, позволяют оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе. К направлениям второго блока мы относим:

- личностные особенности родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;

- внутрисемейный климат и межличностные контакты в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии;

- факторы, влияющие на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по отношению к ребенку с отклонениями в развитии;

- уровень воспитательской и педагогической компетентности родите-лей;

- воспитательские качества, умения и способности родителей, высту-пающих в качестве педагогов своих детей;

- социально-культурные условия жизни семьи на разных возрастных этапах развития ребенка с отклонениями;

- ценностные ориентации родителей различных социально-культурных групп в отношении ребенка с отклонениями в развитии;

- основные типы взаимодействия в семьях с ребенком с психофизиче-скими отклонениями;

- модели воспитания в семьях, воспитывающих детей, с различными отклонениями в развитии;

- формы родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребенка с отклонениями в развитии;

- влияние родительской позиции на формирование личности ребенка с отклонениями в развитии;

- изучение мотивационно-потребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии;

- особенности внутренних личностных переживаний родителей (близ-ких лиц), связанных с нарушениями развития ребенка;

- динамика родительско-детских и детско-родительских отношений под воздействием психокоррекции;

- сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в развитии.

В каждом конкретном случае могут определиться и другие направле-ния диагностики.

Третий блок  - психологический анализ социального окружения семьи ребенка с отклонениями в развитии и факторов, влияющих на его социальную адаптацию.

Обладая информацией о социальных факторах, препятствующих со-зданию плодотворных условий для развития ребенка, психолог имеет воз-можность стабилизировать условия, исключив или снивелировав значимость отрицательно влияющих факторов, и тем самым способствовать процессу адаптации ребенка.

Здесь выделяются следующие направления психологической диагно-стики:

- макросоциальные условия, определяющие развитие и социальную адаптацию детей с психофизическими отклонениями;

- макросоциальные условия, определяющие максимально возможную реабилитацию семей, в которых воспитываются и живут дети с психофизическими отклонениями в развитии.

Спектр проблем, представленных в третьем блоке, может быть вклю-чен в разряд междисциплинарных исследований. Они могут изучаться не только психологом, но и социальным педагогом и социальным работни-ком.

Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут в ситуации пролонгированного стресса, что негативно сказывается на внутрисемейной атмосфере, так как не каждый родитель оказывается спо-собным принять отклонение ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе социализации.

Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с отклонениями в развитии, достигается не сразу и не всеми родителями, так как психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, что сказывается на их психосоматическом состоянии и презентации себя в социуме. Другие находят в себе ресурс противостоять возникшим сложностям и способны самореализоваться и достигають максимальных успехов в социализации ребенка. Наши наблюдения показывают, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи. Именно эти факты и объясняют острую необходимость организации и проведения пси-хокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.

Следует отметить, что отсутствие комплексной системы государственной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, не позволяет многим из них реализовать свои важнейшие жизненные потребности. Психологическая травматизация родителей с течением времени сказывается на развитии их личности деструктивным образом. 

Таким образом, оказывая психологическую помощь семьям мы можем нивелировать личностные проблемы родителей, возникающие вследствие их эмоциональных переживаний, связанных с нарушениями ребенка и  оптимизировать его развитие и интеграцию в социум. Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей, активно включая их в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов.

Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию в рамках синергетического подхода, психолог организует занятия с ребенком и его родителями,  создавая  оптимальные условия для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии, что способствует переструктурированию иерархии жизненных ценностей родителей ребенка, оптимизируется их самосознание, формируются  психолого-педагогические знания и умения, повышается уровень воспитательской компетентности родителей.

Используемая литература:

 

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. –  Т. 2. – Проблемы общей психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. –  М.: Педагогика. – 1982. – 504 с.
  2. Скрипник Т. В. Взаємодія з батьками аутичної дитини у світлі феноменологічного підходу / Т. В. Скрипник // Дидактичні та соціально-психологічні аспекти корекційної роботи у спеціальній школі : наук.-метод. зб. – К. : Наук. світ, 2009. – Вип. 11. – С. 227 – 234.
  3. Трубавіна І.М. Зміст та форми просвітницької роботи з батьками: (науково-методичні матеріали для працівників соціальних служб, учителів, соціальних педагогів, студентів педагогічних вузів) / І.М. Трубавіна. – Київ: УДЦССМ, 2000. –  88 с.
  4. Шаргородська С. Проблеми соціально-психологічної реабілітації дітей з особливими потребами та їх сімей (з досвіду роботи творчої групи творчих психологів і соціальних педагогів) // Нова педагогічна думка. - 2003. - № 4. - С. 78-80.
  5. Шиф Ж.І. Психологія глухих дітей. / Ж.І Шиф – М.: Педагогіка, 2006. – 501с.