Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Проблемы диагностики и роль эмоциональных нарушений при РДА

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2013

В последние годы к диагностике психических нарушений применяют эмпирический подход. Это означает, что целью диагностики является выявление специфических нарушений, которые идентифицируются наличием определенного набора поведенческих симптомов. На эмпирическом подходе основаны и современные классификационные диагностические системы - Международная Классификация Болезней (МКБ-10 (Всемирная Организация Здравоохранения, 1992)  и Диагностико Статистический Справочник психических нарушений (ДСС-IV) (Американская Ассоциация Психиатров, 1994) [639]. Эти две системы являются феноменологическими по своей ориентации, т.е. они ограничиваются перечислением клинических черт нарушений, не рассматривая этиологию или патогенез.

Описание поведенческих характеристик аутизма в этих двух системах почти идентично. Они основываются на триаде нарушений, сформулированной L.Wing - нарушения в сферах социального взаимодействия, общения/ коммуникации и воображения.

Обе системы имеют категорию «Первазивные (общие) нарушения развития» которые включают в себя 5 нарушений, аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, дезинтеграционное нарушение и атипичный аутизм (МКБ-10), неспецифическое ПНР (ДСС-IV).

Кроме того, для облегчения диагностики разработаны специальные диагностические карты, наиболее известные и широко используемые из них - это:

- Диагностическая форма Е-2 (Rimland),

- Шкала Рейтинга детского аутизма (CARS - Schopler et al.),

- Шкала Аутистического Поведения (АВС - Krug et al.) и другие.

Все эти карты помогают, не только диагностировать аутизм, но и дифференцировать его от других нарушений.

Эмоциональные расстройства являются одной из частых причин, обусловливающих отклонение в психическом развитии ребенка. Согласно теории периодизации индивидуального психического развития, аффективный уровень реагирования имеет место у детей дошкольного и младшего возраста. Поэтому под влиянием различных неблагоприятных факторов окружающей среды и при различных отклонениях в развитии и нервно-психических заболеваниях на этом возрастном этапе наиболее часто проявляются различные эмоциональные расстройства. Это не значит, что они не могут проявляться в более раннем или в более старшем возрасте, но на этом возрастном этапе они обычно являются более выраженными, отмечает  Е.М. Мастюкова.

С самого начала исследований по проблеме детского аутизма стала довольно распространенной так называемая «теория эмоциональной холодности». В частности, ее придерживаются многие представители психоаналитического направления. Согласно этой теории, в формировании синдрома раннего детского аутизма значительная роль отводится хронической психотравмирующей ситуации, вызванной нарушением аффективной связи ребенка с матерью, холодностью последней, ее деспотическим давлением, парализующим эмоциональную сферу и активность ребенка. Существует и несколько другая точка зрения на проблему эмоционального контакта детей-аутистов и их родителей. Согласно ей, слабая эмоциональная взаимоподдержка зачастую вызвана тем, что ребенок-аутист, будучи закрытым, замкнутым, с рождения не проявляет инстинктивной привязанности к матери, не «запускает» у нее специфической материнской программы. Следовательно, описанные черты матери ребенка-аутиста являются лишь вторично возникшими.

Несмотря на то, что два вышеприведенных взгляда на один и тот же вопрос совершенно по-разному трактуют имеющиеся факты, у них, тем не менее, есть общий компонент - это признание того, что проблемы с эмоциональным контактом в паре «аутичный ребенок - мать» присутствуют как с той, так и с другой стороны. Все это послужило основанием для того, чтобы в данной работе уделить  внимание особенностям эмоционального контакта с ребенком и преобладающему типу межличностных отношений у родителей детей с аутизмом.

Ведущая роль эмоциональных нарушений в развитии аутизма подчеркивается и в теории R.P.Hobson. Автор рассматривает аутизм преимущественно как аффективное расстройство с нарушением межличностных отношений. Утверждается, что для аутизма типично врожденное отсутствие способности воспринимать и отвечать на аффективную экспрессию других. Это подтверждается результатами экспериментальных исследований, направленных на изучение способности оценивать эмоциональное выражение лиц. В связи с таким дефицитом ребенок с аутизмом не получает необходимого социального опыта в период раннего детства. Последнее приводит к неполноценности когнитивных структур, необходимых для нормального общения. Следовательно, подчеркивая роль эмоциональных расстройств при аутизме и объясняя ими основные проблемы, возникающие у детей с аутизмом, автор тем не менее, указывает на первичность специфического когнитивного дефицита.

В.Е. Каган отмечает, что «недостаточность эмоционального резонанса является вторичным, производным от особенностей восприятия и познавательного развития, феноменом, что ведущими особенностями собственно эмоциональности являются асинхрония и неравномерность её развития. Клинически это проявляется сочетанием сложных, в том числе и социальных, эмоций с западением относительно простых видов эмоционального реагирования».

В. В.Лебединский пишет об аутизме «Обращает на себя внимание от-сутствие эмоционального резонанса на окружающую ситуацию, нередкие холодность и безразличие даже к близким, часто сочетающиеся с повышенной ранимостью, пугливостью, чувствительностью к резкому тону, громкому голосу, малейшему замечанию в свой адрес. Но иногда коротким высказыванием, одной фразой такой ребенок неожиданно может обнаружить тонкое понимание какой-либо ситуации» [с.92].

Е.Р.Баенская  пишет о том, что существуют сходные, достаточно типичные по своим проявлениям варианты аутистического развития. Точно так же имеются сходные установки родителей на понимание особенностей ребенка и подходы к его воспитанию. Выделяется 3 типа: «директивный», «пассивно-осторожный», «активно-осторожный». Из этих типов только последний является продуктивным для адаптации ребенка-аутиста.

  Рассмотренные выше особенности аффективного развития могут служить предпосылками нарушения развития привязанности ребенка к матери, так как повышенная чувствительность к тактильному и зрительному контакту, слабая активность при взаимодействиях, сложности эмоционального заражения  приводят к отставанию или отсутствию формирования устойчивых избирательных отношений с близкими.

На основании изученной нами литературы, мы можем выделить характерные варианты нарушения формирования привязанности:

- сохранение ранней симбиотической привязанности, которая обнаруживается как негативное переживание отделения от матери;

- слабые проявления привязанности, при которых эпизодические выражения любви сочетаются с преобладающими периодами полного безразличия, когда ребенок не обращает внимание на присутствие матери, не откликается на ее попытки установления контакта;

- сложности при выделении какого-то одного человека в качестве объекта привязанности. Такой ребенок может производить впечатление общительного, спокойного, идущего ко всем на руки, что происходит не только в первые месяцы жизни, когда в норме формируется «комплекс оживления»,  но и значительно позже, когда незнакомый человек обычно принимается с осторожностью, либо тревогой. Часто у таких детей вообще не возникает характерного для возраста 7-8 месяцев «страха чужого», то есть не появляется избирательности в общении.

Специалисты из Центра аутизма Университета штата Вашингтон провели серию исследований активности мозга аутичных детей при различных эмоциональных ситуациях. Доклад был представлен на первой международной конференции по исследованию аутизма, прошедшей в Сан-Диего.

Группе дошкольников-аутистов показывали фотографии, выражающие как разные степени страха, так и нейтральные эмоции. При этом детям были надеты специальные шапочки с десятками датчиков, снимавшими информацию об активности мозга. Параллельно исследовались группа нормальных и группа умственно отсталых детей. Эти две группы по-разному реагировали на фотографии. Активность мозга детей первой группы менялась при смене фотографий. В то же время активность мозга аутичных детей оставалась стабильной.

По словам руководителей Центра G.Dawson, A.Levy, эти результаты показывают, что при аутизме оказываются задетыми базовые механизмы функционирования мозга. «Нормальные дети начинают понимать выражение лица матери и ее эмоции в первые полгода жизни. Способность человека реагировать на страх либо врожденная, либо развивается на самых ранних этапах его жизни. Это одно из преимуществ мозга, полученных от наших предков. То, что аутичные дети не могут распознавать эмоциональные выражения лица, может означать, что недостатки в развитии мозга возникают на очень ранних стадиях и затрагивают наиважнейшие мозговые функции, ответственные за распознавание эмоций» [с.54].

Параллельно специалисты Центра исследовали структуру мозга тех же детей. При этом использовался новый метод фотонного спектроскопического сканирования, разработанного в университете. Он позволяет получать данные как о структуре отдельных участков мозга, так и об их химическом составе. Оказалось, что у аутичных детей мозжечковая миндалина, которая обрабатывает эмоциональную информацию, намного больше, чем у нормальных или умственно отсталых детей. В среднем мозг аутистов на 10 процентов больше «нормальных» показателей. При этом такая диспропорция не зависит от пола, тогда как у нормальных людей мозг мужчин больше женского. Кроме того, в соответствии с исследованиями специалистов цента, у аутистов были найдены серьезные изменения в химическом составе мозга.

 

Использованная литература:

  1. Баенская Е. Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста / Е. Р. Баенская. – СПб: Дидактика Плюс, 2001. – 365 с.
  2. Каган В. Е. Аутизм у детей/В. Е. Каган. – Л.: Медицина. – 1981. – 223 с.
  3. Лебединский В. В. Классификация дизонтогенеза нарушения психологического развития / В. В. Лебединский. – СПб. : Дидактика Плюс, 2001.  – 265 с.
  4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
  5. Dawson G. Arousel, Attention, and Socioemotional Impairments of Individual with Autism. / G. Dawson, A. Levy //Autism, Nature, Diagnosis & Treatment. Ed. by G.Dawson, 1989, The Guilford press, N.Y. – L. pp. 51 – 65.
  6. Hobson R.P. Beyond Cognition: A Theory of Autism / R.P. Hobson //    Autism, Nature, Diagnosis & Treatment. – N.Y. – L.: The Guilford press, 1989. – 158 p.
  7. Wing L. Early Diagnosis and the Impact of Autistic Handicap on the Family / L. Wing  – Paris: Autism-Europe. – 1984.