Проведение индивидуальных занятий, как психологическая поддержка родителей детей с особым развитием
Психологическая поддержка родителей - это система мер, направленных на снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка, укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка, формирование у родителей адекватного отношения к состоянию ребенка, установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.
В процессе реализации психологической поддержки родителей участ-вует не только психолог, но и другие специалисты, наблюдающие ребенка: педагог-дефектолог, врач, социальный работник и др.
Психологическое сопровождение семьи осуществляется по следующим направлениям:
- систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей с психофизическими отклонениями в развитии;
- организация жизнедеятельности ребенка в семье с учетом его психических и физических возможностей;
- оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения программами дошкольного учреждения с учетом его психических и физических возможностей;
- оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса. Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с психофизическими отклонениями в развитии посещает специальное дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.
Необходимо учитывать, что семья, в которой воспитывается ребенок с психофизическими отклонениями в развитии - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений, так как состояние ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни, возникают конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных обстоятельствах, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны, так как родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей с психофизическими отклонениями в развитии и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
Консультирование - это специально организованный процесс общения, направленный на создание психологически благоприятных условий для решения клиентом своей проблемы, его организация начинается с постановки целей и задач, которые должны быть достигнуты. Для этого психологу необходимо выяснить содержание запроса клиента, его реалистичность и соответственно определить свои профессиональные возможности в содействии решению проблемы клиента.
Важно выяснить, обратился ли клиент сам или его кто-то направил (родители, близкие и т.п.), что требует от психолога дополнительных усилий по созданию необходимой мотивации и выяснению целесообразности дальнейших встреч.
Психологическая консультация обычно состоит из следующих этапов (рис.1):
Установление и поддержание контакта. Контакт (присоединение, под-стройка, раппорт, пристройка) - этап создания атмосферы общения, доброжелательности, доверия и расслабленности.
Рис.1.Этапы психологической консультации.
Выяснение ситуации и определение запроса. В случае адекватности запроса клиента и его соответствия профессиональным возможностям консультанта, заключается так называемый «социальный контракт». Понятие социального контракта ввел американский психолог Эрик Берн. Социальный контракт предполагает договоренность консультанта и клиента о том, какие задачи они будут решать в процессе консультирования, как будет распределяться ответственность за их решение между консультантом и клиентом.
Данный контракт (договор) может внести ясность относительно степени участия консультанта и клиента в процессе консультативного взаимодействия, о возможном количестве встреч, длительности отдельных сессий (встреч) и т.д. Такая форма договоренности будет способствовать более эффективной регуляции консультативного процесса. Само слово «контракт», однако, лучше не употреблять в разговоре с клиентом, поскольку оно может вызвать ряд лишним и неприятных ассоциаций. Можно сказать, например, клиенту следующее: «Давайте с вами договоримся о том, над чем мы с вами будем работать, и как будут проходить наши встречи».
Психодиагностический этап включает методики выявления уровня психического состояния родителей детей с психофизическими отклонениями в развитии (личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация
Т.А. Немчинова), оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского), опросник Шмишека. Акцентуации характера, характерологический опросник Леонгарда, определение уровня депрессии Т.И. Балашова, воспринимаемый индекс вины (Perceived Guilt Index, PGI) Авторы: John R. Otterbacher, David C. Munz, Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) и другие).
Индивидуальные занятия (консультация). Введение понятия «приня-тие», ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей. Улучшение эмоционального состояния, формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков правильного выражения эмоций в адрес ребенка, формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине, формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком, оказание эмоциональной поддержки родителям.
Цели психологической консультации:
- обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
- формирование эффективной родительской позиции;
- оказание своевременной психологической и информационной помо-щи семьям;
- формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
- формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.
Задачи психологической консультации:
- определение актуального состояния, потенциальных возможностей, ресурсных зон родителей;
- исследование социальной ситуации развития, характера внутрисемейных отношений, взаимодействия в ближайшем окружении;
- содействие в конструктивном поиске возможностей и способов раз-решения проблем личностного развития;
- содействие в поиске своей идентичности, способности к самопониманию и самопринятию;
- формирование эффективных способов взаимодействия, способству-ющих социализации ребенка с психофизическими отклонениями в разви-тии;
- развитие адаптивных способностей, навыков саморегуляции, позво-ляющих справляться с внутренним напряжением в сложных и ответственных ситуациях;
- формирование конструктивной смысловой ориентации, выработка перспективы и активной жизненной позиции;
- создание условий для улучшения психологической атмосферы в се-мье, гармонизации детско-родительских отношений, повышение психологической компетентности родителей.
Для специалистов, работающих с детьми с психофизическими откло-нениями в развитии установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессио-нальной деятельности, дает ощущение востребованности собственной дея-тельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.
Для родителей сотрудничество с психологом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.
Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка, для чего необходимо знакомство с психологическим климатом в семьях, адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с психофизическими отклонениями в развитии, приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка.
Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются следующие:
- добровольное согласие на получение такой помощи;
- доверие клиента к психологу;
- активность клиента и его творческо-исследовательское отношение к собственным проблемам;
- право клиента принимать или не принимать оказываемую помощь;
- право клиента самому решать вопросы в своей жизни.
Важной личностной предпосылкой эффективной работы является стремление самого психолога к самоактуализации и личностному росту, так как личностный рост предполагает реалистичное отношение к себе, постоянную открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться, исследовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия.
Форма индивидуального занятия выбирается в следующих случаях:
- проблемы клиента индивидуального, а не межличностного характе-ра;
- клиент категорически отказывается работать в группе или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна;
- когда применяются достаточно сильные методы психологического воздействия и клиента необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем;
- у клиента выявлена сильная тревожность;
- когда выявлена сильная заторможенность;
- при неуверенности в себе;
- при необоснованных страхах;
- при проблемах недостаточного осознания самого себя;
- при утрате смысла и цели жизни.
Иногда бывает и так, что по характеру проблемы клиенту требуется групповая работа, но он категорически отказывается работать в группе. Тогда, в качестве первого шага на пути реабилитации можно использовать индивидуальную работу и постепенно, по мере готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу.
Противопоказаниями для групповой психокоррекционной работы могут служить сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, трудный характер, физическая болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или морального развития и т.п. При сильнодействующих психокоррекционных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или эмоциональный срыв.
В силу других причин клиент может сознательно или бессознательно мешать работать другим участникам группы. И, наконец, он может не понимать, что от него требуется или вести себя в группе неадекватно, шокируя других и выводя их из равновесия. Иногда клиент хочет и ему действительно необходимо работать в группе, но фактически внутренне он сопротивляется этому. Тогда психолог может постараться на индивидуальном занятии снять внутреннее сопротивление клиента, убедить его в необходимости включиться в групповую работу и помочь ему это сделать практически.
Есть клиенты, которые в обычных психокоррекционных ситуациях ведут себя вполне нормально, но теряют контроль над собой, когда чувствуют сильное психологическое воздействие, в этом случае сильно действующую психологическую процедуру необходимо сначала опробовать на клиенте в индивидуальном порядке, а затем уже включать его в группу.
Использованная литература:
- Берн Э. Групповая психотерапия / Э. Берн. – М.: Академический Проект; Культура, 2013. – 384 с.
- Биик Д. У. Тренинг преодоления социофобии. Руководство по самопомощи / Дж У. Биик. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 240 с.
- Гордон Т. Тренинг эффективного родителя / Т. Гордон. – Спб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2009. – 144 с.
- Закрепина А.В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья/ А.В. Закрепина // Дошк. воспитание. – 2009. – № 4. – С. 94-101.
- Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. Введение в практическую социальную психологию/Л. А. Петровская. – М.: Смысл, 1996. – С. 150 –164.