Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2010

Социализация ребенка с проблемами в развитии не может быть достиг-нута без приобщения к этому процессу его родителей, так как именно в семье у ребенка скла¬дываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоот¬ношений между людьми, формируются нравственные ка-чества. Поэтому и семья ребенка с психофизическими отклонениями в разви-тии также должна стать его первым социализиру¬ющим институтом. Процесс социализации ребенка с отклонениями в развитии рассматривается поэтапно. Первой ступенью социализации ребенка - его адаптация в семье. Вторая сту-пень - адаптация в специаль¬ном образовательном учреждении. Третья сту-пень - адап¬тация в обществе, включая и адаптацию самой семьи в целом [10].

В связи с возросшим вниманием общества к проблемам семей, воспи-тываю¬щих детей с отклонениями в развитии, в конце XX в. (1997-2002 гг.) появились работы, посвященные этому вопросу (Богданова, Мазурова, Ми-шина, Сабуров, Ткачева [ цит. по7] и др.). Следует отметить, что в этих ра-ботах в той или иной степени характеризуются семейная атмосфера и влия-ние социального окружения на особенности развития ребенка с психофизи-ческими отклонениями.

Практика свидетельствует о том, что в таких семьях, где есть дети с психофизическими отклонениями, выявляется высокий уровень потребности в оказании им помощи. Следует отметить, что часть родителей, обеспокоен-ная возникшими проблемами, пытается разрешить их собственными силами, принимая активное участие в создании родительских ассоциаций, благотво-рительных фондов, центров реабилитации и социального партнерства. Од-нако, несмотря на значительный рост подобных негосударственных учре-ждений в последние годы, основная масса родителей остается безынициатив-ной в отношении разрешения проблем своих детей.

В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляет-ся семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ре-бенка, отмечает В.Р.Никишина [9]. Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим пси-хофизические отклонения в развития, подчеркивает автор.

Следует отметить, что проблема оказания психологической помощи семьям, воспитывающим детей с психофизическими отклонениями в разви-тии, привлекала внимание исследователей и ранее. Актуальность этой темы отражена в ряде экспериментальных работ и статей (И.С.Багдасарьян; И.Ю.Левченко; И.И.Мамайчук; А.Р.Маллер; В.Б.Никишина; М.М.Семаго; В.В.Ткачева и др.).

Важнейшим теоретическим положением, определяющим роль социаль-ных условий в психическом развитии ребенка, выступает положение о спе-цифическом пути развития ребенка как особом процессе присвоения соци-ально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых (Л.С.Выготский, Басилова Т.А., Волковская Т.Н., Левченко И. Ю. [4, 2, 3, 7]). Социальная среда (в данном случае: внутрисемейная атмосфера) высту-пает не просто как внешнее условие, а как источник развития ребенка, так как в процессе взаимодействия ребенка со взрослым (родителями, родствен-никами и сиблингами) возникают и развиваются различные виды психиче-ской деятельности, в том числе и личностные качества.

Понимание психологической травмированности особых детей и их ро-дителей строится на положении Л.С.Выготского [4] о единстве аффекта и ин-теллекта, на концепции С.Л.Рубинштейна [10] о том, что формирование пси-хики человека и ее изменения происходят опосредовано под влиянием соци-ального опыта, преломляясь через индивидуально очерченные внутренние условия.

Многие отечественные психологи, педагоги, психиатры, – Л.С.Выготский, М.Ф.Гнездилов, А.Н.Граборов, Е.К.Грачева, Г.М.Дульнев, С.Д.Забрамная, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский, Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина, М.С.Певзнер, В.Г.Петрова и другие в своих работах рас-сматривали проблемы семьи, воспитывающей ребенка с психофизическими отклонениями.

И.С.Багдасарьян [1] отмечает, что смягчение эмоционального рас-стройства, возникшего после рождения ребенка с отклонениями в развитии, происходит только спустя десять лет, долгое время наблюдается социальная изолированность и отчужденность таких семей. Рождение ребенка является испытанием для всех членов семьи, так как нередко родители связывают свое будущее, реализацию неисполненных желаний со своими детьми и рождение ребенка с психофизическими отклонениями иногда оценивается родителями как крах всех жизненных надежд на самореализацию.

Тревожность родителей часто питается не только состоянием ребенка, его неконтактностью и поведенческими проблемами, но и их собственными характерологическими особенностями, суевериями и предрассудками, отме-чает В.Е.Каган [6].

В зарубежной и отечественной литературе имеются работы, в которых рассматриваются стадии адаптации к стрессу семьи, воспитывающей ребенка с психофизическими отклонениями [9, 10, 11], проанализировав эти источни-ки, можно выделить фазы, которые проходят родители такого ребенка:

Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, при которой родители не в состоянии принять случившееся с их ребенком. Возникшее чувство вины и собственной неполноценности, шоковое состояние трансфор-мируется в негативизм и отрицание поставленного диагноза.

Вторая фаза - отрицание дефекта, которая выполняет защитную функ-цию, направленную на сохранение определенного уровня надежды и ощу-щения стабильности перед лицом факта, который способен разрушить суще-ствующий ранее жизненный сценарий. Это – неосознаваемое стремление из-бавиться от эмоциональной подавленности и тревоги. Крайним проявлением этой фазы является отказ родителями от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Данная фаза «негативизм - отри-цание» недолговременна по продолжительности, и по мере того как начина-ется принятие диагноза и осознание его смысла, родители входят в третью фазу, характеризующуюся депрессионными состояниями, связанными с по-ниманием истины. Эта фаза получила название «хроническая печаль». Этот синдром является результатом постоянной зависимости родителей от по-требностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных измене-ний, нарушением социализации ребенка вследствие его психического или фи-зического дефекта.

Четвертая фаза обозначает начало социально-психологической адапта-ции (зрелой адаптации) всех членов семьи, когда родители в состоянии оце-нить правильную ситуацию, готовы начать руководствоваться интересами самого ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со спе-циалистами. Показателями адаптации являются следующие признаки: уменьшение переживания печали; усиление интереса к окружающему миру; появление готовности активного решения проблемы с ориентацией на буду-щее.

По мнению М.М.Семаго [11] все родители детей с психофизическими отклонениями нуждаются в психологической помощи. Автор предлагает этапы консультационного процесса:

  1. подготовка к консультации, которая имеет важное значение, так как родители испытывают амбивалентность чувств и нуждаются в эмоциональной поддержке;
  2. сбор предварительной информации. На основании предвари-тельной информации можно предполагать о виде дизонтогенеза, и планировать консультационный процесс.
  3. обмен информацией между семьей и консультантом, хороший эмоциональный контакт, атмосфера доверия, уважения, понима-ния и позитивного отношения.

И. Ю. Левченко, В. В. Ткачевой [7] предложено три уровня качествен-ных изменений в семьях, воспитывающих особого ребенка:

  1. Психологический уровень. Рождение ребенка с психофизическими отклоне-ниями является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь, матерью. Стресс, имеющий длительный и постоянный ха-рактер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родите-лей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов.
  2. Социальный уровень. Семья становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с род-ственниками в силу особенностей состояния ребенка с психофизическими от-клонениями, а также из-за личностных установок самих родителей. Вслед-ствие тех же причин матери больных детей более чем в 30% случаев остав-ляют работу по избранной до рождения ребенка специальности.
  3. Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери ребенка с психофизическими отклонениями, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, вегета-тивных или астенических расстройствах.

Виды отношения родителей к детям с психофизическими отклонениями в развитии, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспи-тания, выделенных психологами в отношении «родители - нормальный ре-бенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализа-ция, с учетом того, что на взаимоотношения родителей и детей накладывает-ся отпечаток специфичности данного ребенка. Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугу-бить имеющуюся

В Швейцарии родители особых детей обсудили и записали специфиче-скую Конституцию, которую мы приводим:

Конституция семей, воспитывающих детей с нарушениями развития.Родители имеют право:

  1. Не подвергаться обвинению в том, что у них такие дети. Никто, в том числе и сами родители, не должен обвинять родителей в том, что их дети имеют про-блемы развития.
  2. Понимать, что происходит с их ребенком. Родители имеют право знать как, когда и зачем проводятся те или иные процедуры, назначаются те или иные лекарства, какой ожидается результат такого лечения, чем вызвано то или иное нарушение развития и так далее.
  3. Не подвергаться эксплуатации. Долг и ответственность за ребенка не должны лежать только на родителях. Их должны разделять и специалисты. Специа-листы не должны говорить: «Это нужно только вам, вот вы и делайте, нам до этого нет дела».
  4. Получать помощь без необходимости извиняться за нее.
  5. Принимать решения наравне со специалистами о том, что, как и когда делать с ребенком, какие процедуры и лекарства использовать.
  6. Сердиться. И на ребенка в том числе.
  7. Иметь нормальную семейную жизнь. Не замыкаться на своем несчастье – ра-ботать, развлекаться, общаться с другими людьми, иметь других детей и так далее.
  8. Проводить часть своей жизни, не посвящая ее ребенку.
  9. Иногда притворяться. Если родители хотят сделать вид, что у них все хоро-шо, не надо их в этом разубеждать.
  10. Ожидать чуда.
  11. Пробовать другие методы лечения, консультироваться у других врачей, спе-циалистов, не замыкаться на одном враче.

Для реализации этих прав не нужны законы и указы президента стра-ны, а нужны только добрая воля и упорство самих родителей.

Попытки оказания профессиональной психологической поддержки по-добным семьям в Украине стали делаться только недавно, они проводятся не всегда и не везде. Конечно, такая поддержка должна развиваться, прежде всего, как помощь семье в ее постоянных заботах: воспитание, обучение и введение в жизнь ребенка с психофизическими отклонениями.

Кроме того, таким семьям полезно общаться между собой. При таком общении зачастую родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с та-кими же проблемами, нередко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой, не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других [7].

По мнению Басилова Т.А. [2] психологическая поддержка родителей – это система мер, направленных на снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка, укрепление уверенности родителей в возмож-ностях ребенка, формирование у родителей адекватного отношения к болез-ни ребенка, установление адекватных родительско-детских отношений и сти-лей семейного воспитания.

В процессе реализации психологической поддержки родителей участ-вует не только психолог, но и другие специалисты, наблюдающие ребенка: педагог-дефектолог, врач, социальный работник и др.

Психологическое сопровождение семьи осуществляется по следующим направлениям:

  • систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей с психофизическими отклонениями в развитии;
  • организация жизнедеятельности ребенка в семье с учетом его психических и физических возможностей;
  • оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения программами дошкольного учреждения с учетом его психических и физических возможностей;
  • оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса.

Осуществление психологической помощи семьям рассматриваемой ка-тегории позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармони-зацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференцированной и адрес-ной помощи особому ребенку. Потребность в оказании специальной психо-логической помощи семьям, воспитывающим детей с психофизическими от-клонениями в развитии, обуславливается наличием огромного числа разно-образных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. Перво-степенное значение придается роли специальной коррекционной среды, со-зданной в семье, как условия, обеспечивающего адекватное развитие детской психики (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, Д.Б.Эльконин и др.).

В первую очередь, это необходимо для создания благоприятной реа-билитационной и коррекционно-обучающей среды для ребенка в период его пребывания дома. Осуществление этой цели требует от родителей опреде-ленного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и воз-можностей ребенка. Они также должны владеть практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком и правильно его воспитывать [3]. Разработка концептуальных основ, теоретико-методологической базы и ме-тодики психокоррекционной работы позволяет также оказать существенную помощь родителям детей с психофизическими отклонениями в развитии. Специальная помощь необходима родителям для нейтрализации тех психо-логических проблем, которые возникают вследствие их личностных пережи-ваний, связанных с нарушениями развития ребенка [12]. Оказание психоло-гической помощи семьям позволяет оптимизировать проблемы личностного и межличностного характера, возникающие вследствие рождения в семье ре-бенка с психофизическими отклонениями в развитии. Главной целью в этой работе является изменение самосознания родителя, а именно: формирование у него позитивного восприятия своего ребенка. Адекватность позиции поз-волит родителю обрести новый жизненный смысл, гармонизировать взаимо-отношения с ребенком, повысить собственную самооценку, оптимизировать самосознание. Это, в свою очередь, обусловит использование родителями гармоничных моделей воспитания, а в перспективе обеспечит эффективный оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Багдасарьян И. С. Межличностные отношения в семье, имеющей ум-ственно отсталого ребенка. Дис. канд. психол. наук. Красноярск: 2000. – 175с.
  2. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со слож-ным или множественным нарушением//Дефектология. 2009. № 3. С. 47-55.
  3. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание рабо-ты с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения //Дефектология. 2010. № 4. С. 66—72.
  4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2004. – 512 с.
  5. Гуслова М.Н., Стуре Т.К. Психологическое изучение матерей, воспи-тывающих детей-инвалидов// Дефектология. 2009. № 3. С. 28-31.
  6. Каган В. Е. Семья, дитя, врач / В. Е. Каган, А. Н. Левин. – Таллинн: Валгус, 1990. – 102 с.
  7. Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ре-бенка с отклонениями в развитии. Методическое пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.
  8. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. Книга для роди-телей / А. Р. Маллер. – Москва: 2006. – 72 с.
  9. Никишина В. Б. Социально-психологическая детерминация нарушений психического развития детей: автореф. дис. д-ра психол. наук / В. Б. Никишина. – Ярославль, 2004. – 54 с.
  10. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хресто-матия. — СПб.: Речь, 2007.- 400 с.
  11. Семаго М. М. Социально-психологические проблемы семьи ре-бенка- инвалида с детства / М. М. Семаго. – М.: 1992. – 53 с.
  12. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в по-мощь родителям / Керол Тингей-Михаэлис. – М.: Педагогика, 1988. – 240 с.