Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Роль психологического сопровождения

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2013

Психологическая поддержка и психологическое сопровождение рас-сматривается нами  как психологическая помощь, направленная на развитие и саморазвитие самосознания личности, которая запускает механизмы саморазвития и активизирующей внутренние ресурсы человека.

Ряд авторов рассматривает сопровождение как системную интегративную технологию социально-психологической помощи семье или личности или социально-психологический патронаж.

Сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода семьи к самопомощи, т.е. в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Следовательно, сопровождение является особой формой осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи, направленной на поиск скрытых ресурсов развития семьи с опорой на собственные ресурсы и возможности.

Основные характеристики  психологического сопровождения:

- процессуальность;

 - пролонированность;

 - недирективность;

 - погруженность в реальную повседневную жизнь семьи.

В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями  семьи, которой оказывается психологическая помощь, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение.

Психологическое сопровождение - один из видов социального патро-нажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи и интегративная технология, способствующая созданию условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи.

Результатом психологического сопровождения семьи в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими,  как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях (табл.).

Этапы психологического сопровождения семьи

Этап

Задачи этапа

Диагностический (ориентировочный) этап

Установление контакта с родителями ребенка с психофизическими отклонениями в развити. Диагностика семьи: определение стиля родительского отношения, выявление проблем с которыми сталкивается семья в повседневной жизни и т.д.

Этап планирования

Разработка индивидуальной программы психологического сопровождения семьи. Определение объема и вида необходимой психологической помощи родителям.

Этап оказания помощи

Оказание необходимой психологической помощи родителям с целью гармонизации отношений в семье и отношений с ребенком, оптимизация воспитательного процесса.

Заключительный  этап

Оценка эффективности оказания психологической помощи.

 

 

В психокоррекционной работе с семьями детей с психофизическими отклонениями, мы выделяем направления:

- диагностическое;

-  психокоррекционное;

- психологическое сопровождение.

В настоящее время высока потребность в психологической помощи детям с психофизическими нарушениями с направленностью на формирование позитивного внутреннего состояния у ребенка как напрямую, так и через формирование соответствующих установок у родителей. Одной из базовых составляющих является психосоциальная работа с семьей ребенка - выбор приемлемых путей выхода из кризисной ситуации, консолидации членов семьи, организация психологического сопровождения.

Одним из важнейших теоретическим положений, которое определяет роль социальных условий в психическом развитии ребенка, выступает положение о специфическом пути развития ребенка как особом процессе присвоения социально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых (Т.А. Басилова , И.Ю. Левченко и др.).

Социальная среда (внутрисемейная атмосфера) выступает не просто как внешнее условие, а является основой  развития ребенка, так как в процессе взаимодействия ребенка со взрослым (родителями, родственниками и сиблингами) возникают и развиваются различные виды психической деятельности, в том числе и личностные качества.

Развитие личности характеризуется усложнением ее структуры, появлением новообразований, увеличением количества связей, расширением информационного потока между личностью и социумом (процесс пространственно-временного упорядочения). В данном представлении термин «развитие» совпадает с синергетическим термином «самоорганизация» открытой системы за счет согласованного взаимодействия ее составляющих и налаживанию продуктивного коммуникации с окружающим миром.

 

Используемая литература:

 

  1. Басилова Т. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями / Т. А. Басилова. – М: Академия, 2001. – 25 с. – (Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов дефектологических факультетов).
  2. Грошева Е. В. Психообразовательный подход в работе с родителями, воспитывающими ребенка с отклонениями в психическом развитии / Е. В. Грошева. // Спб: Психология человека: интегративный подход. Сборник статей. – 2007. – С. 49 – 55.
  3. Забродина Л.А. Формирование конструктивных родительско-детских отношений: Программа психологической поддержки родителей / Л.А. Забродина. Самара: ООО «Порто-принт». – 2010. – 48с.

Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. –  М. : Просвещение, 2008. – 240 с