Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Синергетический подход к психокоррекции

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2016

Развитие личности характеризуется усложнением ее структуры, появлением новообразований, увеличением количества связей, расширением информационного потока между личностью и социумом (процесс пространственно-временного упорядочения). В данном представлении термин «развитие» совпадает с синергетическим термином «самоорганизация» открытой системы за счет согласованного взаимодействия ее составляющих и налаживанию продуктивного коммуникации с окружающим миром.

Теоретические основы синергетики выражены в основополагающих трудах  В. И. Арнольда,  В.И. Аршинова, И. Р.Пригожина, И. Стенгерс, Г. Хакена  и др.

Обширный слой синергетических исследований, характерный для науки последних десятилетий, ознаменован развитием идей в сфере социогу-манитарного знания, то есть становления синергетики как междисциплинарного метода научного познания универсума. Такой подход находит свое отражение в работах В. П. Бранского, О. В. Вознюк, В. Э. Войцехович, Е.Н. Князева, А.Ю. Лоскутова, М. В. Максимовой, Д.Е Палатникова,  М.-Л.А.Чепа   и др.

Синергетика - понятие новое, лишь недавно появившееся в словарях и энциклопедиях. В 1973 год - дата рождения этого направления – профессор Штутгартского университета немецкий физик Г. Хакен на конференции, посвященной процессам самоорганизации, сделал программный доклад, в котором объявил о новой, учрежденной им дисциплине - «синергетике». Еще одним основоположником синергетики является бельгийский физик, лауреат Нобелевской премии И. Р. Пригожин.

Синергетика (от греч. Syn - «общее» и ergos - «действие», «совместная деятельность») - это междисциплинарное направление исследования открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов их самоорганизации и саморазвития.

Междисциплинарность синергетики состоит в том, что она изучает явления и процессы самоорганизации в сложных нестабильных системах различной природы. В психологии определены уместность применения этого подхода для так называемых открытых систем, имеющих такие качественные характеристики, как:

- открытость (обмен энергетический и информационный обмен с окружающей средой, что делает процессы локальной упорядоченности и самоорганизации);

- нелинейность как многомерность, поливариантность, отсутствие прямой зависимости между осуществленными усилиями и полученным эффектом;

- неравновесность как необходимое условие развития: появление спо-собности усматривать всю систему целиком, чувствительности к внешним факторам воздействия, наличие критических состояний, побуждающих к действиям (точек бифуркации) и готовность к достижению нового уровня организации и порядка;

- способность к самоорганизации на основе позитивной обратной связи (быстрая реакция на изменения внешних параметров), что приводит к неустойчивости и к возникновению качественно новых систем.

«Вообще говоря, междисциплинарность – это не просто еще одно модное слово. Междисциплинарный подход конструктивен в той мере, в какой он включает в себя принцип границы, различения и коммуникативного связывания различенного. То есть в той мере, в какой он реализует совместно принципы деятельности и коммуникации. Совместно – значит синергетически» (В. И. Аршинов, с. 16) .

На сегодняшний день в специальной педагогике и психологии ведущим остается подход, при котором результат психолого-педагогического воздействия является прямо пропорциональным следствию: чем больше усилий, тем лучше результат, что соответствует схеме «воздействие - желаемый результат». Но, как доказано в рамках синергетических исследований, такая схема является подходящей, когда система, на которую воздействуют, находится в равновесном состоянии с внутренними процессами и внешней средой. Однако,  когда та же система находится в сильно неравновесном состоянии, она начинает подчиняться законам нелинейного характера, согласно которому: отклик системы непропорционален силе воздействия на нее (И. Пригожин). При этом речь идет о том, что при переходе от равновесных условий к сильно неравновесным перестает проявляться повторение, зато проявляется «уникальное и особенное» (И. Пригожин, И. Стенгерс). Так, даже незначительное влияние, учитывающее уникальные особенности системы (резонансное  влияние) позволяет достичь большего эффекта, чем вмешательство, несогласованное с внутренним порядком системы.

Если в классической науке доминирует линейное мышление, которому присущи стали причинно-следственные связи, определенный детерминизм и стремление опираться на объективные законы поступательного развития, то нелинейное мышление, которое применяется в синергетике, предусматривает многовариантность, альтернативность путей и темпов развития, возможность непредсказуемых изменений в течении тех или иных процессов, значимость периодов нестабильности и кризисных состояний (точек бифуркации).

Традиционно нестабильность воспринимается как отрицательная ха-рактеристика, а в противовес ей стабильность - как желаемое состояние, которому стоит стремиться. Но в синергетическом подходе, открывается другая сторона реальной действительности - ее нестабильность, нелинейность, открытость и т.д. - неустойчивость (неуравновешенность) является необходимым условием появления новой организации, нового порядка, новых систем, то есть развития (И. Пригожин). Именно поэтому открытые самоорганизующиеся системы имеют еще одно название – «живые» системы, а важной их особенностью является то, что они развиваются в направлении достижения состояния подвижного равновесия. Благодаря этому происходит поисковый процесс выяснения своих собственных тенденций и границ своих возможностей. Предметное поле синергетики составляют динамические процессы, протекают в природных и социальных системах. На сегодняшний день синергетический подход оказывает существенное теоретико-методологическое влияние в исследованиях социальных феноменов, поскольку ориентирует на целостное восприятие мира человека и общества, на ракурс взаимовлияния, согласованной совместной жизнедеятельности.

«Если взять устойчивый маятник и раскачать его, то дальнейший ход событий можно предсказать однозначно: груз вернется к состоянию с минимумом колебаний, т.е. к состоянию покоя. Если же груз находится в верхней точке, то в принципе невозможно предсказать, упадет он вправо или влево. Направление падения здесь существенным образом зависит от флюктуации. Так что в одном случае ситуация в принципе предсказуема, а в другом - нет, и именно в этом пункте в полный рост, встает проблема детерминизма. При малых колебаниях маятник - детерминистический объект, и мы в точности знаем, что должно произойти. Напротив, проблемы, связанные с маятником, если можно так выразиться, перевернутым с ног на голову, содержат представления о недетерминистическом объекте» (И. Пригожин,  с. 49).

В отличие от сложных естественных систем, социо-гуманитарные си-стемы, к которым относится и семья как микросоциальные система, имеют когнитивную составляющую, что, прежде всего, сказывается на способности делать выбор и действовать сознательно. В семьях таким сознанием наделены, прежде всего, родители как взрослые, которые несут ответственность за ребенка и имеют определенный опыт, знания, ценности, приоритеты и понимание (или ощущение) логики жизнедеятельности семьи, ее внутренней природы: традиций, привычек, правил и предписаний.

Благодаря способности осознавать себя и делать выбор человек способен к целеполаганию собственного бытия, и это, по сути, является индикатором становления его личностной зрелости. Сущность механизма личностного целеполагания развивается в синергетике через теорию аттракторов (от англ. аttractive - привлекательность). Синергетическая теория аттракторов позволяет понять, как с видимой  извне неопределенностью, разорванностью и беспорядком (хаосом) просматриваются элементы регулярности и порядка, обусловленные ориентацией на жизненные смыслы и ценности. Благодаря способности целеполагания собственного бытия, человек попадает в поле притяжения определенного ориентира (аттрактора) и начинает определенным образом формировать, организовывать личное бытие, стремиться к нему. Способность к целеполаганию собственного бытия человеком, который находится на определенном уровне своего личностного развития, можно представить как субъективное стремление к формированию жизненного сценария (событийного и смыслового).

Такое целеполагание не является единовременным актом, вполне воз-можны корректировки уже созданного сценария или попытка создания нового вследствие перехода личности на новый уровень становления. При отсутствии такого процесса типичным является выявление инерционной позиции личности, что находит выражение в подчинении имеющимся обстоятельствам и недооценке собственной значимости как влиятельной силы на события собственной жизнедеятельности.

Принцип нелинейности указывает на наличие в сознании как акту-альных, так и потенциальных структур, из-за чего можно предположить поливариантный характер ее самореализации и социальной адаптации. Именно поэтому, с синергетическим подходом, необходимо отказаться от единой универсальной адаптивной стратегии, пригодной для любой личности и семьи. Зато стоит стремиться к созданию широкого спектра потенциальных адаптивных стратегий, способных обеспечить родителям максимальный адаптивный эффект.

Следующим шагом является определение плана достижения желаемого результата - четких, реалистичных и последовательных действий, за активное осуществление которых родители берут на себя ответственность. Благодаря диалогу,  как особому формату взаимодействия специалистов и родителей, создаются условия для раскрытия уникального внутреннего мира семьи. Выбор родителями путей саморазвития опосредованный также одним из фундаментальных свойств самоорганизующихся живых систем, состоящей в способности аккумулировать и сохранять теми или иными способами жизненный опыт, используя его в дальнейшем для адаптации к среде по принципу обратной связи.

Главное условие процесса осуществления психологической помощи - попадание в единый темпоритм: сначала это касается специалиста и каждого из родителей; затем - специалиста и семьи в целом.

К главным параметрам порядка относятся:

- самосохранение как способность к целеполаганию собственной жиз-недеятельности, что позволяет сохранить стабильность, структурировать (организовывать) сложившуюся ситуацию (феномен целостности);

- саморазвитие как способность принимать образцы (модели) упорядоченности извне (результат взаимодействия с другими людьми и внешнего воздействия), открытость новому опыту, поиск новых альтернатив развития.

Эти параметры позволяют осознать личности саму себя как субъекта, способного организовать себя и влиять на собственную жизнедеятельность.

В соответствии с синергетической парадигмой, описание сложной си-стемы следует осуществлять на двух уровнях - микроуровне (описание компонентов) и макроуровне (взаимосвязь с окружающим миром (Г.Хакен). В нашем исследовании это конкретизируется как  состояние в середине семьи как в микросоциальной системе и микросоциальной системы - семьи как части социума. Поэтому, планируя организацию и внедрение психологической помощи родителями детей с нарушениями психофизического развития, мы учитываем внутреннее изменение: совершенствование процесса коммуникации, отношений и согласованности в семье, психологической атмосферы, способствующей развитию ребенка, а также внешнее измерение: формирование,  сохранение и расширение системы межличностных контактов, повышение их качества, регулярная оценка важных для полноценного функционирования семьи контактов и информационного поля, внедрение в жизнедеятельность последовательных значимых социальных событий.

Переход родителей детей с психофизическими отклонениями  к про-дуктивной самореализации внутри семьи и за ее пределами делает их семью «открытой системой», способной раскрывать, приумножать и использовать внутренние и внешние ресурсы, предотвращать разрушительное воздействие возможных рисков и осознавать, как от процесса самоорганизации и саморазвития зависит успех функционирования их ребенка и всей семьи. Этот процесс сопоставим с такого уровнем социальной адаптации родителей, когда они не просто приспосабливаются к сложившейся ситуации, в которой оказываются, но и способны противостоять внешнему давлению, подчинять себе внешние обстоятельства, превращать достигнутый результат в средство саморазвития. При реализации этих требований наблюдается растущая способность родителей повышать организованность (самоорганизовываться) в личностном и социальном аспектах жизнедеятельности.

Такая позиция позволяет родителям:

- найти новый жизненный смысл;

- гармонизировать взаимоотношения с ребенком;

- повысить собственную самооценку;

- достичь высшего уровня самосознания;

- использовать гармоничные модели воспитания, а в перспективе обеспечивает оптимальную социальную адаптацию ребенка.

 

Используемая литература:

 

  1. Аршинов В. И. Синергетика как коммуникативная парадигма постнеклассического познания / В. И. Аршинов, Я. И. Свирский // Философские науки. 2007. - № 6. - С. 8-26.
  2. Войцехович В. Э. Синергетическая концепция фракталов (социальные и философские основания)/ В. Э. Войцехович // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-традиция, 2003. - С. 141-156.
  3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. Изд. 3-е. М., 2010. - 256 с.
  4. Лоскутов А.Ю., Михайлов А.С. Введение в синергетику. — М.: Наука, 1992.— 270 с.
  5. Максимова М. В. Системообразующие концепты современной синергетики: дис. канд. филос. наук: 09.00.01. — Ростов н/Д. - 2010. 
  6. Николаева Е. М. Социализация личности как проблема социальной синергетики: дис. д-ра филос. наук: 09.00.11. — Казань, 2006.
  7. Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой /

И. Пригожин, И. Стенгерс: Пер. с англ. / Общ. ред. В. И. Аршинова,

  1. Ю. JI. Клемонтовича и Ю.В.Сачкова. М. : Прогресс, 1986. - 432 с.
  2. Теория катастроф / Арнольд В. И. - 3-е изд., доп. – M.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. – 128 с.
  3. Уманский С. В., Семке В. Я.. Эволюция хаоса, или синергетическая психотерапия — Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2008. — С 304.
  4. Чепа М.-Л.А. Синергетическая парадигма в психологии: от теории к практике. – Киев, «Гнозис», 2010.
  5. Хакен Г. Синергетика и некоторые ее применения в психологии/ Г. Хакен // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - С. 296-306.