Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Стили семейного воспитания и их влияние на ребенка с РАС

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2015

Стиль семейного воспитания связан не только с индивидуально-психологическими особенностями родителя и ребенка, но и с характеристиками (субъективными и объективными) семьи с точки зрения ее функционирования. В частности, чем меньше у родителя уровень удовлетворенности браком, тем больше у родителей отклонений от гармоничного стиля семейного воспитания в сторону психогенного. И наоборот, чем выше удовлетворенность браком, тем успешнее родитель в своих воспитательных воздействиях. Кроме того, родители из сбалансированной, с точки зрения структурно - функциональных характе-ристик семьи, удовлетворены браком больше, чем родители из несбалансированной семьи, и реализуют, как правило, менее психогенный, более благоприятный, стиль семейного воспитания.

Наши наблюдения позволяют констатировать, что в процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности, он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения и его развитие стремится к гармоничному типу.

Родители дают ребенку паттерны поведенческих ролей и ребенок подражая, и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители осо-знают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Большую роль играют в семье взаимоотношения между представите-лями разных поколений, а так же в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов, одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимости ее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец-сын, бабушка-внучка и т.д.

Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - роди-тели и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и по-стоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, по нашему мнению, отстают в своем эмоциональном и социальном развитии.

Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

Одной из главнейших функций семьи заключается создание условий для развития личности всех своих членов. Отклонения в поведении детей могут свидетельствовать о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.

А.В. Мудрик  выделяет шесть функций семьи в процессе социализации:

- физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем, школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным.

- семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выявили специалисты, решающее значение в этом имеет отец, т.к. именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (поощряет активность у сына и женственность у дочери). Так как мать, обычно, одинаково относится к детям обоего пола. Отсутствие в семье отца или его формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.

- семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Американский исследователь Баум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

- семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами; 

- в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации че-ловека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения;

- семье присуща функция социально-психологической поддержки че-ловека, от чего зависит его самооценка, уровень его самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

Первичная социализация служит соединительным звеном между «ма-лым миром» ребенка и большим, окружающим его, миром взрослых.         

Учеными сделана попытка определить механизм связи между правильными позициями родителей и нормальным развитием, поведением ребенка, с одной стороны, а также неправильными позициями родительских отношений и нарушениями в поведении детей - с другой.

Рис.1.  Функции семьи в процессе социализации (по А.В. Мудрик).

 

При исследовании проблемы авторы выделяли такие стили родительских отношений, как, например, отстраненность от процесса воспитания, снисходительное отношение к ребенку, чрезмерная опека. Последняя позиция, отмечают ученые, складывается из ряда более частных, например обращение с ребенком в таком тоне, словно ему меньше лет, нежели есть на самом деле. К этой же позиции мы относим ограничение свободы ребенка, чрезмерное беспокойство о его здоровье, излишний контроль и т.п. Некоторые частные позиции могут входить в состав двух сложных различных позиций. Так, например, чрезмерная требовательность к ребенку или его социальная изоляция могут выглядеть как его оберегание. Эти родительские отношения являются выражением слишком большой эмоциональной концентрации внимания родителей на ребенке, которая дает, чаще всего, отрицательные результаты. Постоянное критика в адрес ребенка, строгое обращение с ним также могут быть характерны для позиций чрезмерной авторитарности. Общей чертой отношения родителей к детям в каждом из этих случаев является тенденция к полному контролю над ребенком, отмечает Е. Н. Спирёва. Автор подчеркивает, что среди сложных позиций можно выделить главные типы, позволяющие объяснить различные стили поведения родителей по отношению к детям:

- чрезмерную эмоциональную дистанцию между родителями и ребенком и слишком большую концентрацию внимания на ребенке;

- доминирование и уступчивость по отношению к детям.

Для уступчивого стиля воспитания ребенка характерны такие черты поведения родителей, как мягкость, неумение или неспособность руководить им. Требования таких родителей немногочисленны и ненастойчивы, а их распоряжения и приказания дети редко выполняют.

В противоположность этому стилю выступает доминирование, господство характеризуется непреклонностью родителей, тенденцией к ограничениям и строгости воспитания. Дисциплина и режим диктуются, к ним ребенок приучается под угрозой наказания, которое может быть суровым и даже жестоким, внешне возможно мягким, но фактически огорчительным для ребенка, болезненно им воспринимаемым.

При чрезмерной эмоциональной дистанции стремление родителей к контактам с ребенком не отличается достаточной интенсивностью. Слово «дистанция» употреблено для определения психической отдаленности родителей от ребенка. Родители с «дистанцией» обращены не к ребенку, а против или вне его. Их контакты в основном поверхностны, родители или равнодушны, или сдержаны в проявлении своих чувств, или открыто выражают неприязнь к своему ребенку. Контакт с ним для родителей, скорее всего, неприятен, во всяком случае, не доставляет радости и удовлетворения.

Чрезмерную концентрацию внимания родителей на ребенке характеризует их стремление постоянно быть около своего ребенка, существовать исключительно для него, делать все возможное, чтобы весь дом «вертелся» вокруг него. В таких случаях у родителей появляется потребность посвятить свою жизнь ребенку. Они требуют от него полного и частого общения, лишающего ребенка необходимой свободы. Причем родители откладывают все свои дела, как только ребенок появляется в поле их зрения.

В пределах синергетический исследований, благодаря применению факторного анализа, выделены два основных фактора, влияющих на неорганизованность (хаотическое состояние) системы. Это напряженность и разрозненность (рассогласование). Сопоставимо с ситуацией в семье эти понятия можно раскрыть как: напряженность - состояние человека (родителей), которые психотравмирующая давление, обусловленное повышенным осложнением жизненной ситуации, а разрозненность - это взаимное отчуждение, отсутствие конструктивного общения, иногда - оппозиционное противостояние участников процесса.

Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходи-мыми для поддержки ребенка, его воспитание и социального сопровождения в течение всей ее жизни.

Наши наблюдения показывают, что постоянное навязывание контактов очень часто мешает развитию активности ребенка. Родители, чрезмерно сконцентрированы на своем ребенке, склонны навязывать ему многочисленные предложения, поэтому ребенок находится под постоянным «обстрелом» их помыслов и действий. Одновременно родители бдительно следят за его поведением.

Мы глубоко уверены, что эмоциональная уравновешенность родителей является необходимым условием для хорошего контакта с ребенком и обращения с ним как формирующейся личностью.

Формированию контакта с ребенком способствует подход к детям без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, то есть контакт должен быть свободным, а не напряженным или случайным. Речь идет о подходе к детям, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный на ребенка, ориентированный на его действительные потребности. С другой стороны, это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой.

Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах - при чрезмерной дистанции возникает агрессивность, заключающаяся в том, чтобы «найти на него управу», не вникая в потребности ребенка или мотивы его поведения, пишет Л. К. Фомина.

Автор отмечает, что при чрезмерной эмоциональной концентрации внимания к детям появляется упорное и твердое стремление родителей корректировать поведение ребенка, держать его при себе, ограничивать его социальные контакты. В то же время, уступчивость не обязательно означает только подчинение родителей прихотям ребенка. Это может быть абсолютным подчинением ему всего своего существования, которое полностью зависит от требований и потребностей их дитяти. Такие родители почти перестают жить собственной жизнью. Уступчивые родители по отношению к ребенку демонстрируют свою пассивность, душевную отдаленность. Чаще всего они уклоняются от общения с ребенком, игнорируют его эмоциональные потребности.

Указанные виды нарушений контакта с ребенком определяют основные типы неправильных позиций: отвергающая, уклоняющаяся, чрезмерно требовательная и чрезмерно оберегающая. При чрезмерной эмоциональной дистанции и доминировании родителей мы имеем дело с отвергающей позицией. Ребенок воспринимается родителями как «тяжкий груз». Они не любят ребенка и не желают иметь его, испытывают чувство разочарования и крушения их планов. Заботу о нем они считают неприятным делом.

Мы полагаем также, что позиция, отвергающая ребенка, характерна также при проявлении и таких негативных чувств, как порицание, постоянная критика ребенка, диктаторское, не допускающее возражений обращение с ним, нежелание вникать в мотивы его поведения или потребностей, руководство путем приказов, многочисленные требования и суровые наказания. При этом у некоторых родителей отсутствует признание каких-либо положительных качеств ребенка. Они не допускают даже некоторой доли снисходительности или терпимости в отношении его недостатков.

Мы разделяем точку зрения Е. Н. Спирёвой о том, что противоположным является отношение к ребенку, когда родители принимают его таким, каков он есть: с его внешним видом, с его характером и умственными способностями. Такие родители действительно любят своего ребенка и не скрывают от него этого чувства. Контакт с ребенком для них приятен и дарит им радость и счастье. Они видят в ребенке личность, достойную похвалы и одобрения. Они хорошо знают потребности ребенка. Они допускают его эмоциональную независимость.

Уклонения возникают при чрезмерной эмоциональной дистанции ро-дителей по отношению к своему ребенку или при их уступчивости и пассивности. Этот вид отношения к детям характеризует людей с убогими чувствами, эмоционально равнодушных. Общение с ребенком не доставляет им удовольствия, не знают, что им делать. Контакты таких родителей носят случайный и редкий характер, хотя внешне создается впечатление о хороших отношениях, так как ребенку предоставляется чрезмерная свобода, а в семье царит показной либерализм. При этом характерны: пассивность в установлении контакта с ребенком, уклонение от попыток ребенка общаться с родителями, игнорирование материальных потребностей ребенка. Крайняя степень позиции этого типа - бегство от ребенка.

При чрезмерно требовательной, принуждающей позиции родители обычно приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу, не считаясь с его развитием, индивидуальными особенностям и возможностям. Они требуют от него высоких достижений. Такие родители стремятся ускорить естественный процесс развития ребенка, не признают права ребенка на самостоятельность, ограничение свободы. Родители ориентируются на его чрезмерные успехи в будущем, поэтому навязывают ему многочисленные предложения.

Противоположностью вышеупомянутой позиции является позиция признания прав ребенка. Родители относятся к проявлениям активности ребенка свободно, неформально, проявляют уважение к его индивидуальности. Они готовы пояснить и обосновать свои требования или применяемое наказание. Ребенок в такой семье знает, чего от него ждут, понимает, что эти ожидания он способен оправдать.

Иной тип сложной родительской позиции характеризуется тем, что родители чрезмерно сконцентрированы на ребенке, но обладают уступчивостью. В этом случае возникает чрезмерное оберегание. Отношение родителей к ребенку в основном бывает некритичным. Зачастую они считают свое дитя образцом совершенства. Родители обращаются с ребенком как с младенцем; преувеличенная опека и излишняя снисходительность; разрешение за него трудностей, препятствий к его самостоятельности; излишнее любопытство к жизни ребенка; социальная изоляция ребенка; чрезмерная забота о его здоровье; поощрение одностороннего развития способностей. При указанной родительской позиции мать постоянно уступает ребенку, терпит его капризы и неправильные поступки, удовлетворяет каждую прихоть, однако не предоставляется свобода ребенку, пишет Л. К. Фомина.

Следует еще обратить внимание на возможность непоследовательного поведения родителей. При неправильных воспитательных позициях поведение отца и матери характеризуется наличием у них некоторой двойственности. Так, например, мать, мало интересующаяся ребенком, не проявляющая заботы о нем, время от времени вдруг принимается «делать из него человека», кричит, требует дисциплинированности, запугивает, грозит выгнать из дому. Поведение такой матери свидетельствует скорее о ее уклоняющейся позиции, которая периодически приближается к отвергающей.

Можно встретить родителей, которые чрезмерно оберегают ребенка и слишком много от него требуют. Эти родители всегда сконцентрированы на ребенке, с той лишь разницей, что в одних случаях они уступают ему или оберегают его, а в других - сурово и непреклонно ставят требования и навязывают свои суждения.

Встречаются родители с тенденцией к доминированию над ребенком, которые стараются, чтобы ребенок был образцовым во всех отношениях. Но время от времени они как бы теряют терпение и начинают применять суровые наказания, бросают упреки и угрозы. В этом случае наблюдается переход от чрезмерно требовательной позиции к отвергающей.

От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни.

Следует отметить, что семья для ребенка - это место рождения и ос-новная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые  понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей  -  продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья - это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру,  чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельно-стью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности  -  интеллектуально-познавательную, трудовую,   общественную, ценностно-ориентированную,  художественно-творческую,  игровую,   свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения. Семейное воспитание  имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю  жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Отношения привязанности, возникающие в семье, составляют не только основу его будущих взаимоотношений с людьми, но и способствуют снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях.

Следовательно, по мнению ряда авторов, главная функция семьи - обеспечить базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

Подрастая, ребенок начинает идентифицировать себя со  взрослыми, копировать модели родительского поведения и перенимать специфику взаимоотношений между родителями. Дети заражаются теми или иными привычками (эксперименты Бандуры), с легкостью перенимают у родителей или других близких людей особенности жестикуляции, походки, манеры говорить.

Тем не менее, ряд авторов считает, что роль моделей  родительского поведения важна не только в процессе приобретения привычек, но и как способ преодоления стресса. Если родители реагируют на трудности путем пассивного ухода или неадекватной агрессией, то и ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации точно также.

Аналогичное влияние испытывают и межличностные отношения. Так, для мальчиков отношение отца к матери в значительной мере определяет характер их  собственного отношения к девочкам. Если модель отношений в семье включает в себя теплоту, взаимную заботу и уважение, то, вероятно, этими  же чертами  будет характеризоваться и поведение сына. Презрительное же отношение отца к матери может оказать соответствующее влияние на отношение сына к девочкам.

Дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (то есть готовые рецепты), но  и  благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (то есть примера).

У.Бронфенбреннер (по Т.В. Архиреевой) пытался установить  связь между доминантностью, главенством в семье одним из родителей и активностью ребенка, его самостоятельностью. Он считает, что у ребенка формируется чувство ответственности и самостоятельности в том случае, если в семье правит родитель того же пола, что и ребенок. Мальчики более дисциплинированны в том случае, если за  дисциплиной  в доме следит отец, девочки более активны, если  авторитет матери сильней. Но наиболее благоприятные условия для развития  активности и самостоятельности детей складываются в такой семье, где оба родителя активно участвуют в  воспитании ребенка, но ведут себя по-разному: один  берет на себя поддерживающую функцию, другой дисциплинарную.

Известно, что ребенку необходимо общение, однако само  наличие  живого общения  ребенка  со  взрослыми  еще  не  достаточно  для  его  гармоничного психического развития, для полноценного созревания его личности. Большое значение имеют количество и качество общения

 (М.И. Лисина). Последствия недостаточного общения ребенка со взрослым для его психического развития показаны в работах, исследующих феномены психической  депривации  в  детском возрасте (Й.Лангмейер, З.Матейчек).

Отсутствие материнской заботы как в виде изоляции и сепарации от матери, так и в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не осуществляет адекватного ухода за ним (грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично) сказывается в виде нарушений психического  развития ребенка, задержки моторного, интеллектуального и эмоционального развития. Нередко эти негативные последствия необратимы.

Так, дети, выросшие в условиях социальной изоляции по своему ин-теллектуальному развитию находятся на стадии олигофрении. Дети, воспи-тывающиеся в детских учреждениях, без материнской заботы и ласки, вырастают эмоционально обедненными, уплощенными (А.Я. Варга).

И.С. Соколовская считает, что последствием материнской депривации может   быть развитие личности, для которой характерны повышенная тревожность, неуверенность, жажда любви и навязчивый страх потери объекта привязанности.

А.М. Прихожан, исследуя особенности  психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи, обнаружили, что дети, приходящие в 1 класс интерната из дошкольных детских домов, хорошо умеют  читать, писать, копировать образцы, решать задачи определенного класса, что свидетельствует о большой работе, проведенной с ними, но они практически не умеют играть, рисовать, у них не развита фантазия. У этих детей оказываются  несформированными  именно те способности, пути познания мира, которые должны развиваться в дошкольном возрасте.

Второй характерной  чертой  младших  школьников,  воспитывающихся  вне семьи, является, по мнению тех же авторов, недостаточная развитость механизмов саморегуляции: умения планировать свою деятельность, произвольности. Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми не предоставляет ребенку самостоятельности. Твердый режим дня, постоянные  указания  взрослого,  контроль - все это лишает детей необходимости самостоятельно  планировать, осуществлять и контролировать свое поведение, и напротив, формирует привычку к «пошаговому» выполнению чужих поручений.

Воспитание вне семьи неблагоприятно сказывается  и  на формирова-нии психологического пола ребенка, поскольку, по мнению отечественных психологов, в основе формирования психологического пола лежит активное взаимодействие ребенка и родителей, причем определенную роль играет форма контроля за поведением ребенка в сочетании с полом контролирующего родителя. Но не только депривация или отсутствие семьи нарушает и  изменяет  ход нормального психического созревания ребенка. Разные стили воспитания и обращения с ребенком в семье так же влияют на формирование индивидуально-личностных особенностей ребенка и его поведения (З.Г. Эйдемиллер).

Мы разделяем точку зрения ученого на то, что семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью  ребенка, включая его во все жизненно  важные  виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую,   общественную, ценностно-ориентированную,  художественно-творческую,  игровую,   свободного общения. Кроме того, семейное  воспитание  имеет также широкий временной диапазон воздей-ствия:  оно  продолжается  всю  жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Отношения привязанности, возникающие в  семье,  составляют  не  только основу будущих взаимоотношений ребенка с социумом,  но  и  способствуют  снижению чувства  тревоги,  возникающего  у него  в  новых  или  в  стрессогенных ситуациях.

Таким образом, анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что существует связь между личностью родителя и его отношением к ребенку. Однако эмпирических данных о соотношении личностных черт родителей и стилей воспитания ребенка не достаточно. Отношения привязанности, возникающие в семье, составляют не только основу его будущих взаимоотношений с людьми, но и способствуют снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях.

 

 

Используемая литература:

  1. Архиреева Т. В. Мотивация отцовства как детерминанта отношения отца к ребенку / Т. В. Архиреева, Е. В. Полевая. // Семейная психология и семейная терапия. – 2006. – №1. – С. 75–86.       
  2. Варга А. Я. Типы родительского отношения / А. Я. Варга. - Самара: СамГПУ. – 1997. – 88 с.
  3. Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте /

Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага: Авиценум, 1984. – 335 с.

  1. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. –  М., 1986. – 159 с.
  2. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие. /

А. В. Мудрик – М.: Издат. центр «Академия», 2004 – 304 с.

  1. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика/ А.М. Прихожан – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
  2. Соколова Е.В.  Оптимизация социальных условий развития детей с психофизическими отклонениями./ Е.В. Соколова, И.Н. Вайнер //Мир науки, культуры, образования. – Вып. № 4–1, М., 2010.
  3. Спирёва Е. Н. Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания : дис. канд. псих. наук : 19.00.13 / Спирёва Е. Н. – М, 2004. – 211 с.
  4. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений /

Л. К. Фомина // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 704 –707.

  1. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи /

Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер. – 1999. – 656с.