Специальный воспитатель. Программа. |
Курс по специальной психологии и коррекционной педагогике "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ"
Тема 1. Классификация отклонений в развитии. Проблема нормы и абнормальности психического развития. Общие и специфические закономерности аномального развития.
Тема 2. Психолого-педагогическая сущность и виды коррекционно-педагогической деятельности.
Тема 3. Дети с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД). Минимальная мозговая дисфункция (ММД) и минимальная мозговая недостаточность (ММН). Симптомы ММД (по Л.А. Ясюковой). Типы ММД: астеничный тип, гиперактивный тип (реактивный тип), ригидный тип, активный тип, субнормальный тип. Тема 4. Олигофрения как стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности. Умственная отсталость. Термин "олигофрения" Г.Е. Сухарева. Клинико-психологические "законы" олигофрении: тотальность нервно-психического недоразвития; иерархичность нервно-психического недоразвития. Степени олигофрении: идиотия, имбецильность и дебильность. Неосложнённые, осложнённые и атипичные формы олигофрении. Тема 5. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. ЗПР: дети с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций. Переходные формы между нормой и дефективностью. Психофизический инфантилизм. Тема 6. Психология детей с нарушением зрения (тифлопсихология). Принимается за основу степень нарушения функции зрительного анализатора, среди детей с недостаточностью зрения выделяют: тотально слепых, частично видящих, слабовидящих. Изменения личности у детей с дефектами зрения и слуха. Шрифт Брайля. Коррекционная работа по Солнцевой Л.И. Тема 7. Психология детей с нарушением речи (логопсихология). Логопсихология. Нарушения устной речи: нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи; структурно-семантического (внутреннего) системного или полиморфного нарушения речи. Нарушения письменной речи. Фонационные голосообразования: темпоритмическая организация высказывания, интонационно-мелодическая, звукопроизносительная. Дисфония. Брадилалия. Тахилалия. Заикание. Дислалия. Ринолалия. Дизартрия. Алалия. Афазия. Дислексия. Дисграфия. Тема 8. Дети с ранним детским аутизмом. Синдром раннего детского аутизма (РДА), Л.Каннер, Г.Аспергер, С.С.Мухин. Выделенная Л.Каннером триада симптомов, типичных для этого состояния: аутизм с аутистическими переживаниями; однообразное поведение с элементами одержимости и особенностями двигательных расстройств; своеобразные нарушения речи. Тема 9. Дисгармоническое психическое развитие детей. Виды дисгармонического психического развития: психопатии, невропатии и неврастении. Психопатии: нарушение адаптации, тотальность патологических черт характера, стабильность, малая обратимость, тенденция к однотипному способу личностного реагирования. Психопатии, как "расстройства личности" или "патологии характера". Тема 10. Ведение документации. Принципы обратной связи. Базовая документация: цель, состав, методика ведения. Первичные документы. Дневник развития. Журнал оценки и наблюдений. Тестирование. Координация и обмен информацией между родителями, воспитателем, психологом, врачами, другими специалистами. Механизм специализации в рамках Курса. Повышение квалификации и научно-исследовательская работа. |