Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Влияние стилей воспитания на формирование личности ребенка с психофизическими нарушениями

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2014

Анализ литературы позволяет утверждать, что современная семья представляет собой сложную структуру, которая создает специфическую атмосферу жизнедеятельности ребенка, формирует нормы взаимоотношений и поведения и является первой социальной группой, в которую сразу же попадает особый ребенок. Конструируя определенный социально-психологический климат жизни ребенка, семья во многом определяет развитие его личности в настоящем и будущем. Как фактор социализации семья занимает значительно более высокий ранг, чем школа и другие социальные институты в формировании личности.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье родителям, имеющим детей с психофизическими отклонениями в развитии, прежде всего, необходимо знать особенности заболевания и развития их ребенка, а также его возможности в выполнении тех или иных заданий и упражнений. Большое значение имеет правильный распорядок дня (как например пооперационные карты для аутистов), строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками. Немаловажную роль в воспитании  детей с отклонениями в развитии играет организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи, двигательных навыков и умений.

Изучение литературы по проблеме исследования свидетельствует, что все чаще в литературе описывается роль матери в воспитании и социализации ребенка с психофизическими отклонениями в развитии «Очень важно систематическое воспитание родителей, особенно матерей, чтобы они не старались чрезмерно опекать и занянчивать мальчиков», отмечает И.С. Кон (с.127), однако еще А. Адлер  подчеркивал роль отца в формировании у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявиться в отношениях с детьми. По мнению автора, идеальный отец - это тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие наряду с женой в их воспитании. Ученый утверждает, что отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефект-ному стилю жиз¬ни. Дети деспотичных родителей научаются бороться за власть и лич¬ное, а не социальное превосходство.

М.В. Ипполитова  отмечает, что часть родителей занимают неоправданно строгую позицию в воспитании  ребенка с отклонениями в развитии, требуя от ребенка неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его психофизические возможности. Нередко при невыполнении ребенком этих требований прибе-гают к наказаниям. В результате подобного поведения родителей у детей возникают излишняя плаксивость, раздражительность, повышенная возбу-димость, что еще больше ухудшает физическое и психическое состояние. Как следствие этого, у детей отмечается расстройство сна, недержание мочи, подергивания в различных частях тела и даже возникновение судорог.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье родителям, прежде всего, необходимо знать особенности отклонения в развитии ребенка, а также его возможности выполнять те или иные задания, упражнения и т. д. Большое значение имеет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Немаловажную роль в воспитании детей играет организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи и двигательных навыков и умений. Установлено, что наличие определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требований. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое поведение. При упорядоченной жизни ребенка расширяется его кругозор, обогащается память, формируются наблюдательность и любознательность. Ежедневно перед ребенком возникают различные проблемы, решить которые можно только при активном использовании своих умственных и физических возможностей, формирующихся на специально организованных занятиях и в быту.

Помимо выработки правильного отношения к ребенку с отклонением в развитии у самих родителей и соблюдения ими вышеперечисленных требований, огромное значение имеет формирование у такого ребенка адекватной самооценки, правильного отношения к дефекту и развитие у него необходимых в жизни волевых качеств. По отношению к дефекту и оценке своих возмож-ностей детей с церебральным параличом можно условно разделить на две группы, как отмечает в своей работе В.В. Лебединский.

Формирование активных качеств личности в условиях семьи следует начинать с таких видов деятельности, как игра и элементарный труд. Включе-ние труда в жизнь ребенка после 3-4 лет и систематическое развитие трудовых навыков положительно сказывается на всем образе жизни больного ребенка, формирует его умственные, физические и моральные качества. При организации игровой и трудовой деятельности родителям нужно разъяснять ребенку их значение и смысл, наглядно демонстрировать их конечный результат. Это побуждает ребенка к проведению игр и посильному участию в домашнем труде.

Важность воспитательной позиции родителей по отношению к таким детям подтверждает и тот факт, что среди них, как показывают наши наблюдения, встречаются ребята с высоким уровнем волевого развития, являясь выходцами из благополучных в смысле психологического климата, семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку.

Авторы И.Ю. Левченко, H.A. Киселева  в своей работе отражают типы неправильного воспитания детей (на примере детей с ДЦП).

Демократический или авторитарный стиль характеризуется наличием благоприятного микроклимата в семье: теплые и доверительные отношения между родителями и ребенком, взаимное уважение и поддержка, эмоциональное восприятие ребенка как отдельной личности, учета ее мнения, взглядов, чувств и потребностей. Здесь высокий уровень контроля за развитием и деятельностью детей сочетаются с признанием и поощрением их индивидуальности, автономии и самостоятельности. Родители придерживаются демократических принципов общения: не предпринимают физических наказаний и унижения, воздерживаются от проявлений агрессии и неуважения, используют методы разумных требований и логической аргументации. Они устанавливают общие для всех членов семьи правила, основанные на их авторитете, как личностей, старших товарищей, лидеров и воспитателей. Со временем родители меняют и совершенствуют объявлены правила и поставлены требования в разумных пределах, учитывая при этом мнения и взгляды детей. В результате соблюдения демократического стиля семейного воспитания у ребенка формируются такие личностные качества, как исполнительность, ответственность, сила воли, уверенность в себе и способность к адекватной самооценке, самоконтроль и саморегуляция, развиты необходимые социальные навыки.

Авторитарному стилю присущ чрезмерный контроль родителей за жизнью детей (деятельностью, взглядами, даже чувствами), ограничение их самостоятельности и инициативности. Родители строят отношения в семье на основе собственной безоговорочной и неделимой власти, сопровождающееся четкими командами, завышенными требованиями, жесткими запретами и суровыми наказаниями (в том числе физическими). Семейное общение (вербальная коммуникация) обычно сводится к минимуму: все решения принимаются только родителями, от детей требуется только безоговорочное послушание и молчаливая покорность. Такие методы воспитания формируют у детей механизм внешнего контроля: исчезновение угрозы наказания провоцирует неконтролируемое, агрессивное поведение со стороны детей в отношении родителей и представителей социума.

Авторитарный стиль воспитывает робких, мрачных, враждебно настроенных, зависимых, пассивных, раздражающих и агрессивных детей. Последняя черта особенно ярко проявляется в подростковом возрасте: психологически сильные дети проявляют бунтарство и неповиновение, при первой возможности выходят из-под родительского контроля и даже прибегают к мести.

Единственным преимуществом либерального (снисходительного) стиля воспитания есть теплые, близкие отношения между членами семьи, родители полностью открыты для общения с детьми, отсутствует элемент управления, правил, запретов и ограничений в сочетании с низким уровнем контроля (практически вседозволенность). Дети получают полную свободу и самостоятельность в поступках, решениях, приобретении опыта. Ставя себя на один уровень с детьми (фактор безусловной любви), родители способствуют формированию коммуникативной линии по направлению к себе, а не к ребенку. Следовательно, нивелируется родительский авторитет, право на лидерство. Такие родители не могут предоставить ребенку практической помощи и поддержки в любой ситуации, вызывая у них чувство незащищенности, тревожности.

Либеральный стиль обычно воспитывает инфантильных, неадекватных, импульсивных, неприхотливых к себе, беспринципных детей, но в будущем они могут стать активными и творческими личностями.

Для индифферентного (равнодушного) стиля характерна отчужденность между детьми и родителями, так как они проявляют закрытость в общении, эмоциональную холодность по отношению к ребенку, даже безразличие. Родители не принимают активного (сознательного) участия в процессе воспитания, не устанавливают системы контроля, ограничений, наказаний и поощрений, не предоставляют ребенку практической и моральной поддержки. Обременены собственными проблемами, индифферентные родители игнорируют интересы и потребности ребенка, часто обвиняют их в своих неудачах, демонстрируя некоторую враждебность и открытую пренебрежение к ребенку и он растет  не-управляемым, импульсивным, неуверенным в себе, тревожным и робким, склонным к асоциальному и агрессивному поведению.

В психолого-педагогической литературе также существуют более широкие классификации стилей семейного воспитания. Одна из них на основе классического разделения (представленного выше) детализирует стили воспитания, выделяя следующие: сочувствующий, рассудительный, снисходительный, соревновательный, предупредительный, контролирующий, хаотичный, гармоничный.

Для формирования у ребенка качеств «кумира семьи» совершенно необязательно наличие в его окружении большого числа восхищенных глаз влюбленных домочадцев, подчеркивает И.Ю. Левченко.  Его семья может быть небольшой и даже неполной. Иногда она включает в себя лишь одинокую мать и ее ребенка. При этом  мать видит смысл всей своей жизни в том, чтобы во всем угодить своему ребенку, а он все более привыкает получать все, что ему захочется, не задумываясь над тем, чего это стоит. В результате у него формируется все больше черт истероидной личности, специфически проявляющей себя при любых жизненных трудностях, а также утяжеляет имеющиеся у него психические отклонения. Автор отмечает наличие у родителей эмоционального отвержения. При этом типе воспитания ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей. Ему кажется, что родным без него было бы лучше, что они чувствовали бы себя в этом случае свободнее и счастливее. Такие чувства бывают еще интенсивнее, когда рядом с таким ребенком есть другие любимые дети, иногда - более здоровые. Особенно часто ребенок испытывает эмоциональное отвержение по отношению к сводным братьям и сестрам, а также к отчиму или мачехе, которые оказываются более значимыми для его родителя людьми, чем он сам.

Повышенная моральная ответственность, отмечает И.Ю. Левченко  характеризуется наличием у родителей чрезмерно больших ожиданий и надежд в отношении будущего своего ребенка. Они верят в наличие у него особых способностей и талантов, рассчитывают на достижение им в последующей жизни выдающихся успехов. Такие родители постоянно лелеют мысль о том, что сын или дочь сумеют реализовать, воплотить в жизнь их собственные несбывшиеся мечты. Ребенок с самого раннего возраста все время чувствует, что родные от него ждут очень многого. У тихих, робких, малоэнергичных детей такой тип воспитания способствует возникновению чувства тревожности, повышенной мнительности, развитию различных страхов и опасений. В условиях наличия у ребенка заболевания это может приводить к формированию различных личностных аномалий.

 По мнению В.В. Лебединского иногда эмоциональное отвержение ребенка родителями носит скрытый характер. В таких случаях ни мать, ни отец больного ребенка не осознают того, что не любят его, тяготятся совместным с ним проживанием. Они гонят от себя саму мысль о возможности подобных чувств с их стороны, возмущаются, если им кто-либо указывает на наличие в их семье подобного типа отношения к ребенку. Силами разума и воли родители стараются подавить в себе эмоциональную неприязнь к сыну или дочери, считают ее наличие чем-то недостойным. Нередко внешне они даже проявляют обусловленную психологическими механизмами гиперкомпенсации подчеркнутую заботу о ребенке, о состоянии его здоровья, уделяют ему утрированно повышенное внимание, стремятся хорошо одеть, накормить, купить побольше игрушек. Однако дети, как правило, чувствуют искусственную вымученность таких забот и внимания, ощущают у родителей недостаток искреннего эмоционального тепла. Автор также отмечает, что положение менее любимого и нежеланного члена семьи тяжело переносится ребенком, накладывает отпечаток на его личность, отражается на всей его дальнейшей жизни.  У более энергичных детей такой тип воспитания вызывает бурный протест и реакцию эмансипации. У тихих и безынициативных детей он способствует формированию аутистических черт, эмоциональной неустойчивости, повышенной ранимости и утомляемости.

А.Адлер  указывает на то, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть  до тирании.

Условия жестких взаимоотношений, по мнению И.Ю.Левченко вы-ступает крайней степенью проявления эмоционального отвержения ребенка. Жесткое отношение к нему со стороны родителей может проявляться открыто, в брутальных формах. Оно выражается суровыми расправами даже за мелкие проступки или непослушание детей, а в ряде случаев на детях просто «срывается зло». Не всегда жесткие отношения в семье избирательно касаются только самого больного ребенка. Как правило, это общий стиль семейных межличностных взаимоотношений. В таких семьях жесткие отношения господствуют во всей атмосфере непосредственного окружения ребенка, хотя могут и скрываться родителями от взора посторонних лиц. Они выступают следствием душевного безразличия членов семьи друг к другу, проявляющих заботу только о самих себе. При этом имеет место полное пренебрежение к интересам и тревогам других членов семьи, незримая стена между ними.

В целом - это семья, в которой каждый ее член может рассчитывать только на самого себя, не ожидая ни помощи, ни поддержки, ни сочувствия со стороны ближайших родственников. Причем, жесткие семейные взаимоотношения могут внешне особо не бросаться в глаза, не сопровождаться громкими скандалами, драками и избиениями. Однако и в этих случаях они самым негативным образом отражаются на психическом здоровье ребенка, на особенностях формирования его личностных характеристик. Дети растут либо злобными, агрессивными, жестокими, либо «забитыми», робкими, не умеющими постоять за себя. Иногда свой протест против применяемых к ним жестоких мер они выражают различными крайними формами поведения.

Потворствующая гипопротекция, утверждает И.Ю.Левченко бесконтрольность и вседозволенность в отношении родителей к своему ребенку, что сочетается с некритичной оценкой ими его поведения. Родители стараются постоянно оправдывать своего сына или дочь. Любые, часто неблаговидные действия собственных детей они оценивают в их пользу, зачастую объясняя состоянием их здоровья, пытаясь переложить ответственность и вину за совершенные ими проступки на других лиц, оградить их от вполне заслуженного наказания. В итоге дети, привыкшие к постоянному родительскому покровительству, лишившись его, оказываются совершенно несостоятельными в условиях реальной жизни, не могут приспособиться к ее требованиям, что усугубляется проблемами, связанными со здоровьем. Условия такого воспитания способствуют появлению у детей истероидных черт характера.

Воспитание в атмосфере культа болезни, считает автор, довольно часто встречается у родителей детей с особыми потребностями. При этом на передний план выступают преувеличенные заботы родителей о состоянии здоровья своих детей, возведение в культ специально организованного режима и назначенного ребенку лечения имеющегося у него заболевания, что по сути дела, является одной из форм доминирующей гиперпротекции. В результате такое воспитание способствует развитию у него инфантильности, эгоистической фиксации на заботах о собственном здоровье, формированию своего рода рентных установок с завышенным уровнем притязаний. В сознании таких детей стойко утверждается мысль, что «все во всем должны идти мне навстречу». На любые трудности вырабатывается истерический способ реагирования, характеризующийся наличием устрашающих ипохондрических высказываний и переживаний [И.Ю.Левченко с. 123].

Негативно сказывается на детях и противоречивое воспитание. Проявляется оно в том, что члены семьи (отец, мать и их родители) в таких случаях применяют несовместимые воспитательные подходы. Каждый из них предъявляет к ребенку требования, противоречащие требованиям, высказываемым другими членами семьи. При этом последние, нередко, конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Ребенок может одновременно испытывать на себе доминирующую гиперпротекцию со стороны отца и потворствующую со стороны матери. Или же - эмоциональное отвержение со стороны родителей, сочетающееся с потворствующей гиперпротекцией со стороны деда или бабушки. Воспитывающийся в таких условиях ребенок оказывается в особенно трудной ситуации, он пытается лавировать между родными и играть на их противоречиях. При этом могут приобретаться и закрепляться такие негативные личностные особенности, как неискренность, лживость, эгоизм, черствость и без-различие к проблемам своих близких, слабость или полное отсутствие каких-либо моральных принципов.

Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструк-тивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте (А.И. Захаров).

Так, один из основоположников отечественной психиатрии

И.М. Балинский [ считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение - причиной переходящей  через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований -  причиной душевной слабости ребенка.

И.А. Сикорский  пришел к выводам, что жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще.

В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева указывают на то, что воспита-ние в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для  невроза навязчивых состояний  и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.

В работах зарубежных авторов также можно найти подтверждение того, какую огромную роль играет родительское отношение в возникновении  нарушений и отклонений психического развития ребенка. Р. Штейнер, обобщая результаты  многих  исследователей, считает установленным,  что  чем  меньше  ласки,  заботы  и  тепла  получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше  он  склонен  к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер.

Наши наблюдения показывают, что родители  ребенка с психофизическими отклонениями в развитии  должны научиться понимать и реально оценивать его возможности, сформировать адекватный уровень требований к нему. Если уровень ожиданий родителей превышает возможности ребенка, это вызовет у него утрату веры в свои возможности. Заниженные требования, наоборот, снижают чувство ответственности за свои поступки, не дают сформироваться навыкам саморегуляции поведения. Это утверждение одинаково верно как для семей, воспитывающих детей в норме развития, так и для семей с детьми с психофизическими отклонениями. Разница лишь в том, что ошибки семейного воспитания имеют гораздо более разрушительные последствия для ребенка  сотклонениями в развитии по сравнению со здоровым ребенком, который может компенсироваться за счет разнообразного социального окружения.

Неконтактность ребенка меняет всю жизнь семьи. Как следует из анализа литературы и наших собственных исследований, родителям приходится от многого отказываться, во многом ограничивать себя во имя ухода за ребенком. Реакции родителей на трудности ребенка остры и драматичны, чувство бессилия и вины, обостренная жалостью любовь толкают многих родителей (не только, как иногда полагают, матерей, но и отцов) на полный отказ от себя во имя ребенка.

Семья, воспитывающая ребенка с психофизическими отклонениями, представляет собой систему со сложившимися взаимоотношениями, в кото-рой ребенок занимает свое определенное место. Склонность такого ребенка к созданию множественных стереотипов не может не влиять на систему взаимоотношений в семье и во многом заставляет семью создавать свои стереотипы реагирования на поведение ребенка, которые также могут воспроизводиться годами. Избавиться от них родителям очень трудно. Для разрушения этих стереотипов необходимо участие в терапии членов ближайшего окружения ребенка, так как, даже находясь в терапии, ребенок меняется не настолько быстро и значительно, чтобы своими изменениями подвигнуть к изменениям семью. Любая же система стремится к сохранению и поддержанию гомеостаза. Адекватную психологическую помощь  таким аутичных детей, по нашему мнению, могут оказывать специалисты, хорошо знакомые с коррекционным процессом, а не обычные взрослые психотерапевты широкого профиля, не учитывающие специфику таких семей. Кроме того, как правило, большее доверие у родителей, вызывают люди, хорошо знающие их ребенка. Наши наблюдения показывают, что такая специфическая помощь взрослым членам семьи практически не оказывается.

 

Использованная литература:

  1. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Д. Боулби. –  М. : Академ. Проект. –  2004. – 232 с.
  2. Варга А. Я. Типы родительского отношения / А. Я. Варга. - Самара: СамГПУ. – 1997. – 88 с.
  3. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия / А. И. Захаров. – СПб.: Союз. – 1998. – 336 с.
  4. Кукуруза Г. В. Психологічна допомога сім'ям, що виховують дітей раннього віку з порушеннями розвитку : дис. докт. псих. наук : 19.00.04 / Кукуруза Г. В. – Харк. мед. акад. післядиплом. освіти. – Х. - 2013. – 350 с.
  5. Ловинджер Л. Авторитарная семейная идеология. / Ловинджер Л. – М.: Психология, 1960. – 87с.
  6. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев; под. ред. А.А. Бодалев, А.Н. Сухов. – М.: Изд-во Моск. Психолого-социльного института. – 1995. – 365 с.
  7. Орвашел Г. Психология в общении родителей и детей / Г. Орвашел. – М., 2007. – С.701– 706.
  8. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья / А. С. Спиваковская. – Т.2. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.
  9. Шеффер Ч. Игровая семейная психотерапия / Ч. Шеффер, Л. Ке-ри. – СПб.: Питер. – 2000. – 384 с.
  10. Штейнер Р. Современная духовная жизнь и воспитание. – М. – 1996.
  11. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер. – 1999. – 656с.
  12. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику / Н. Г. Яковлева. – СПб. : Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002. – 112с.