Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим особых детей.

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2008

Целостность системы отношений личности является, по Б.Г.Ананьеву [1], наиболее поздним образованием, но именно оно и обеспечивает отношение человека к самому себе. В основе нарушения целостности системы отношений личности "лежит искажение когнитивного и преобладание эмоционального компонента отношений", что влечет за собой у одной части лиц нарушения адекватной регуляции поведения индивида, у другой - невротические проявления, у третьей – психосоматические, отмечает Л.Н.Собчик [16] . Регуляция деятельности эмоциональной системы обеспечивает в целом функционирование человеческого организма, подчеркивает В.В.Лебединский [7].

С позиций теории отношений психогенное или конфликтогенное нервно-психическое расстройство "возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека", пишет Б.Д. Карвасарский [6] . Таким образом, нервно-психические расстройства обуславливаются не столько широтой и глубиной нарушений с точки зрения объективного наблюдения, сколько их значимостью в субъективной системе индивида.

Совершенствование и интенсификация коррекционного воздействия, оказываемого на семью, воспитывающую особого ребенка, в настоящее время требует изучения специфики влияния дефекта такого ребенка на личностные особенности его родителей, а также разработки системы психологических мер, направленных на коррекцию нарушений в родительско-детских и супружеских отношениях.

Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим особых детей, включает концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления деятельности специалистов.

Важнейшим теоретическим положением, определяющим роль социальных условий в психическом развитии ребенка, выступает положение о специфическом пути развития ребенка как особом процессе присвоения социально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых (Л. С. Выготский, A. B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин [4, 5, 10, 19]). Социальная среда (в данном случае внутрисемейная атмосфера) выступает не просто как внешнее условие, а как источник развития ребенка. В процессе взаимодействия ребенка со взрослыми (родителями, лицами, их замещающими) возникают, развиваются и интериоризируются различные формы психической деятельности (A. H. Леонтьев [5]), зарождаются и формируются личностные качества.

    Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим особого ребенка имеют базовые положения ряда теорий и исследований:
  • психолого-педагогические закономерности развития ребенка с психофизическими нарушениями есть результат сложного процесса его социализации (Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин [3, 4, 11, 19]);
  • развитие в условиях дизонтогенеза требует создания специальной коррекционно-развивающей среды (К. C. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова [7, 8, 9, 11, 13, 15, 14, 17]).

Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье мы пони-маем внутрисемейные условия, которые создаются родителями и обеспечива-ют оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками.

Реализация комплексного подхода к осуществлению психологической помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в развитии, позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.

Разнообразные формы обучения, как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, работа с детьми, имеющими выраженные психофизические недостатки, включают такую семью в поле коррекционного воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка.

Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.

Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим особых детей, приобретает положение о психоло-гической травмированности родителей этих детей. Оно строится на положении Л. С. Выготского [4] о единстве «аффекта и интеллекта», на концепции С. Л. Рубинштейна [14] о том, что формирование психики и ее изменения происходят на биологической основе под влиянием социального опыта человека, преломляясь через его индивидуально очерченные внутренние условия. Регуляция деятельности эмоциональной системы обеспечивает функционирование человеческого организма в целом, отмечает П. К. Анохин [2]). В случае нарушения деятельности регуляторных механизмов эмоциональной системы страдает личность человека. С другой стороны, сензитивность аффективной сферы индивида и ее гибкость позволяют в случае создания адекватных условий развития, мироощущения и жизнедеятельности оптимизировать его характерологические черты, самосознание и познавательные процессы.

Необходимо читывать, что личность родителей, испытывающая воздействие сильного длительного психогенного фактора, оказывается на грани проявления своих возможностей и реализации жизненных целей.

Интерпретация особенностей личности родителей особого ребенка осуществляется с позиций целостного подхода, в рамках которого лич-ность понимается как единство биологических и социальных факторов (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия [4, 12]).

Комплексное изучение личностных особенностей родителей особых детей и разработка конкретных форм психолого-педагогической и психокоррекционной помощи этим лицам позволяют оказать им существенное содействие в преодолении сложностей социального приспособления и обретения социальной ниши как для себя, так и для своих детей.

В концепции подтверждается, что психическое развитие ребенка осу-ществляется в процессе его социализации (Л. С. Выготский [4]). В качестве важнейшего института социализации особого ребенка рассматривается се-мья, где социализация происходит как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму социального научения.

Нарушения личностного развития детей с психофизическими недо-статками возникают как следствие взаимодействия двух факторов: премор-бидных особенностей личности ребенка, преломленных через его дефект (биологическая составляющая); неблагоприятных условий воспитания, со-здаваемых травмированными родителями (социальная составляющая). Это подтверждает положение о закономерностях нарушения личностного развития у всех детей с психофизическими недостатками, установленное Л. С. Выготским и Ж. И. Шиф [4, 18]. Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность.

Все это в совокупности обусловливает острую необходимость в оказании семьям, воспитывающим особого ребенка, специальной психологической помощи.

В результате психокоррекционной работы с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей. Родителям необходимо принимать индивидуальность ребенка, одобрять проявления его самостоятельности, радоваться его успехам. У ребенка формируются адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим. Родителям нужно активно участвовать в процессе развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации, вместе с ребенком преодолевать трудности на его пути. Такая модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями (другими близкими) и ребенком. Это позволяет оптимизировать социальную детерминанту развития ребенка и его инте-грацию в социум[9].

К сожалению, отсутствие государственной системы психологической помощи семьям, воспитывающим особых детей, и единой политики государства в данной области не позволяет разрешать многочисленные трудности этой категории лиц.

Семья, воспитывающая ребенка с особыми потребностями, стала объектом изучения специалистов смежных областей (психиатров, психоло-гов, дефектологов) сравнительно недавно, во 2-й половине XX века. При этом семья изучается, с одной стороны, как сама по себе требующая психологической помощи из-за стресса, вызванного появлением в семье особого ребенка. С другой стороны, особую семью рассматривают как среду, в которой растет и развивается особый ребенок, помогающую или препятствующую его адаптации и социализации.

При изучении семьи особого ребенка, на наш взгляд, также важно учесть факт взаимовлияния членов любой семьи друг на друга. Это условие почти не учитывается современными исследователями, однако давно является очевидным для системных семейных терапевтов и основополагающим в теоретической базе этого терапевтического подхода. Члены семьи — элементы одной системы, и если меняется один член, все остальные также претерпевают изменения, в свою очередь обратно влияя на первого. Когда в семье появляется ребенок, семья меняется. Если в семье появляется особый ребенок, семья меняется еще больше, меняется повседневная жизнь членов семьи, их психологическое состояние, их контакты с внешней средой и т.д. Именно эти идеи привнесла в психологию семьи системная семейная теория. Циркулярность — ее основной методологический принцип.

Третий, также немаловажный вопрос — вопрос об «особости» семей с особым ребенком. Рождение любого ребенка с точки зрения системной семейной теории является стрессом, заставляющим измениться семейную систему для его преодоления. Рождение особого ребенка — больший стресс, так как к обычным переменам добавляется шок от поставленного диагноза, дополнительные заботы по уходу за ребенком, чувство стыда перед обществом, чувство вины, потребность в дополнительном материальном обеспечении и т.д. Нередко длительный стресс ведет к нарушению внутрисемейных отношений, психическим и психосоматическим расстройствам членов семьи, возможно, к частичной утрате семьей своих функций — ко всему тому, что в системной семейной психотерапии называют дисфункциональность[9].

Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики.

Основная цель психологического изучения семьи — выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

    В качестве задач психологической диагностики семьи нами рассматриваются:
  • определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;
  • выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;
  • определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;
  • определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;
  • определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
  • определение направлений социализации как детей с отклонениями в раз-витии, так и их семей.
    В связи с разнородностью субъектов исследования (дети и их родители) и вариативностью возможных нарушений диагностику проблемной семьи необходимо проводить в нескольких направлениях. Психологическое изучение особого ребенка - исследование факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими нарушениями:
  • изучение особенностей личности различных категорий особых детей;
  • изучение факторов, определяющих личностное развитие детей, с пси-хофизическими нарушениями на разных возрастных этапах;
  • изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями и их влияния на его развитие;
  • изучение эмоционально-волевой сферы особых детей;
  • изучение причин, препятствующих формированию адекватной лич-ностной самооценки у особого ребенка;
  • изучение особенностей формирования «системы Я» у особых детей;
  • изучение потребностей особого ребенка и внутрисемейных факторов, их определяющих;
  • изучение формирования мотивации к труду в условиях семьи;
  • изучение формирования мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе.

Данные, получаемые при изучении психологических особенностей родителей (лиц, их замещающих) и членов семей, позволяют оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе[9].

Владея информацией о социальных факторах, препятствующих созданию благоприятных условий для развития ребенка, специалист имеет возможность оптимизировать ситуацию, исключив или снизив значимость отрицательно влияющих факторов, и тем самым способствовать процессу адаптации ребенка.

Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием дли-тельно действующего психотравмирующего стресса. Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.

Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей (и значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те слабые зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.

Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также определить прогноз развития каждой конкретной семьи.

Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей ребенка с особыми потребностями. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее. Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.

Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей с отклонениями развитии. Следует подчеркнуть, что у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах (Л. C. Выготский, Ж. И. Шиф [4, 18].). Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и, в свою очередь, гармонизировать внутрисемейную атмосферу.

Модель системы психологической помощи семьям, воспитывающим де-тей с отклонениями в развитии, разработанная и апробированная на практике, представлена сложной структурой, включающей взаимосвязанные направления: диагностику, консультирование, психокоррекцию. Создание модели комплексной психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с недостатками в развитии, позволяет индивидуализировать подход к каждому ребенку, снижает фрустрационную нагрузку у членов семьи и повышает ее реабилитационные возможности.

Оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограни-ченными возможностями сложный процесс, т.к. отсутствует целостный, доста-точно проработанный методологический подход к определению содержания, форм и методов психологической помощи.

    ЛИТЕРАТУРА
  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. — 288 с.
  2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. — М., 1975. — 449 с.
  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд.: Просвещение. -1973. – 175 с.
  4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва : Эксмо, 2004. – 512 с.
  5. Запорожец А. В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка / А. В. Запорожец // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. – Смоленск: СГПУ, 1998. – С. 3-10.
  6. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология : [учебник для вузов] / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2004. – 960 с.
  7. Лебединский В. В. Классификация дизонтогенеза нарушения психологического развития / В. В. Лебединский. – СПб. : Дидактика Плюс, 2001. – 265 с.
  8. Лебединская К. С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма. Диагностика раннего детского аутизма / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. – М. : Просвещение, 2003. – 320с.
  9. Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — М.: Академия, 2001. — 192 с.
  10. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – Москва : МГУ, 2000. – 450 с.
  11. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. – Москва : Педагогика, 1989. – 320 с.
  12. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. – М. : изд-во МГУ, 1969. – 504 с.
  13. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. – М. : Владос, 2003. – 408 с.
  14. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника : [учеб. пособие для студ. по спец. № 2111 Дефектология] / С. Я. Рубинштейн. – Москва : Просвещение, 1978. – 192 с.
  15. Петрова В.Г. Практична та розумова діяльність дітей олігофренів. Спеціальна психологія. За ред. М.П.Матвєєвої, С.П.Миронової. -: Кам'янець-Подільський державний педагогічний університет, інформаційно-видавничий від¬діл, 1999. - 158 с.
  16. Собчик Л. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Людмила Собчик. – СПб. : Речь, 2008. – 624 с.
  17. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. Изд.: Академия. Серия: Высшее профессиональное образование: 2002. -155 с.
  18. Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1965 г. - 343 с.
  19. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – №4. – С. 6-21.