Личностные особенности родителей, детей с психофизическими отклонениями в развитии и их влияние на детей
Семья - место физической появления, первичной социализации, духовного развития и становления новой целостной личности. От типа семьи, особенностей ее функционирования, характеров и личных качеств родителей зависит то, каким будет воспитан их ребенок. Особенно на формирование личности ребенка влияет стиль воспитания, избранный родителями.
Стиль семейного воспитания - это способ взаимодействия родителей и детей, характеризуется применением определенных средств и методов воспитательного воздействия, выражается в особой манере вербального и невербального общения.
Существует ряд различных (обобщенных и детализированных) классификаций стилей семейного воспитания, в основе которых лежат особенности внутрисемейных и межличностных отношений, выражающихся в отношении родителей к личности ребенка, его образа мышления и деятельности; применение методов наказания и поощрения; формирование нравственных принципов и ценностей; к окружающим людям и окружающей среды.
Распространенным в психолого-педагогической литературе является разделение стилей семейного воспитания на демократический (авторитет-ный), авторитарный, либеральный (снисходительный) и индифферентный (равнодушен). В основе того или иного стиля семейного воспитания нахо-дится определенное родительское отношение к ребенку. Родительское отношение - это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания индивидуально-психологических особенностей ребенка и его поступков. Влияние воспитания, родительского отношения, стоящего за родительским поведением, стилем воспитания, огромно и затрагивает самые разнообразные аспекты психической жизни и поведения ребенка. Само родительское отношение разнообразно -это сложное образование, складывающееся под влиянием многих детерминант.
Отношение родителей к ребенку является существенным фактором в формировании и развитии индивидуально- личностных особенностей и поведения ребенка. Родительские установки, или позиции - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Среди отечественных психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в этой области осуществляли А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер. Под родительским отношением нами понимается система, или совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним. С другой стороны, под родительскими установками мы подразумеваем установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.
Многие исследования посвящены вопросу детерминирования выбора родителем стиля отношения к ребенку (А.Адлер, Д.Боулби , А.Я. Варга ,
Г. В. Кукуруза, И.Шеффер) в качестве детерминант родительского отношения к ребенку наряду с клинико- психологическими особенностями ребенка, социкультурными и семейными традициями, этологическим фактором раннего контакта ребенка с матерью, особенностями общения взрослых членов семьи выделяет особенности личности родителя.
Во многих описаниях родительского отношения и поведения скрыто или явно присутствуют указания на особенности личности родителя как на источник того или иного отношения, или обращения с ребенком. Так в работе А. Адлера гиперопекающее поведение связывается с тревожностью матери.
Отдельно исследователями выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родителей, т.е. гиперопека, порожденная ви-ной.
Шизофреногенная мать - это, прежде всего, набор личностных особенностей, а затем уже специфическое родительское поведение и отношение.
Некоторые исследователи (Д.Боулби, И.С. Шефер) считают, что разнообразие родительского поведения диктуется разнообразием потребностей и конфликтов личности. Общаясь с ребенком, родитель воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства. В отношениях с детьми родители проигрывают свои собственные конфликты.
То, что за определенным родительским отношением стоят определенные черты личности родителя утверждает и И.С.Шефер. Так, он включил в свою модель родительского отношения данные о личности, полученные с помощью MMPI. Обнаружилась корреляционная связь между факторами, на которые распадаются шкалы MMPI - интроверсия, экстраверсия и сила «Я», и факторами родительского отношения «любовь - ненависть», «автономия - контроль». Так, фактор «экстраверсия - интроверсия» представляет собой структурную единицу личности человека, а фактор «любовь - ненависть» - это образующая родительского отношения. Сочетания этих структурных единиц представляют собой варианты социального поведения человека, что и обозначают точки на круговой модели социального поведения:
- экстраверсия;
- агрессивность дружелюбие;
- ненависть любовь;
- аутизм, изоляция конформизм;
- интроверсия.
Л. Ловинджер считает, основой того или иного родительского отношения показатель API (авторитарная семейная идеология). Этот показатель отражает когнитивный аспект «Я» - осознание своей внутренней жизни и внутренней жизни ребенка; он как бы определяет уровень когнитивного развития «Я». API отражает тревогу по поводу проявления инстинктивных импульсов и защиту личности от этой тревоги. Аспекты этого процесса - подавление и отрицание. Подавление собственной внутренней жизни приводит к подавлению внутренней жизни ребенка.
Клинико - психологические особенности родителя так же влияют на специфику родительского отношения. Например, специфичность депрессивных матерей описывает Г. Орвашел. Депрессивные матери по сравнению с нормальными, с большим трудом устанавливают интерактивные взаимодействия с ребенком, не могут отделить свои потребности от потребностей ребенка. Как правило, родительское отношение людей, страдающих депрессией, отличается эмоциональным отвержением и суровым контролем с помощью провокации в ребенке чувства вины и стыда.
Деструктивный стиль отношения к ребенку зачастую приводит к его невротизации (А.И. Захаров).
В свою очередь деструктивный стиль зависит, по мнению того же ав-тора, от таких черт личности родителя как сензитивность и гиперсоциализация. Под сензитивностью подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать «близко к сердцу», легко расстраиваться, а под гиперсоциализацией - заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов.
Помимо этого, деструктивность в отношении к ребенку обусловлена отсутствием у родителя открытости, непосредственности и непринужденности в общении, что чаще всего имеет в своей основе имевшийся ранее поихотравмирующий опыт межличностных отношений.
В результате исследований, кроме вышеупомянутых данных, было выявлено, что «деструктивные» матери обладают следующими чертами личности: они сензитивны, склонны к подозрительности, недоверчивости. Им свойственно упрямство, ригидность мышления. Они образуют ситуативно обусловленные сверхценные идеи. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими; наличие хронических межличностных конфликтов, понижение биотонуса, неустойчивые соматические жалобы, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний. У таких матерей отсутствует жизнерадостность, оптимизм, чувство внутренней удовлетворенности. Они тревожны и не уверены в себе. Для них характерна недостаточная эмоциональная отзывчивость (А.И. Захаров).
Такое сочетание черт характера осложняет отношения матерей с другими людьми, делает эти отношения излишне напряженными и конфликтными. В первую очередь это затрагивает сферу семейных и бытовых отношений, где у матери проявляется излишняя принципиальность и негибкость, неспособность пересмотреть свою позицию и пойти на уступки и компромиссы.
Интересным является полученный автором факт высокой связи между тревожностью матери и ребенка. Фактически, мать выступает для ребенка главным источником тревоги.
У «деструктивных» отцов отчетливые психопатологические изменения не прослеживаются. У них выделяются черты некоторой минорности, пассивности и мягкости характера, являющиеся следствием неполной семьи в детстве, недостаточной роли отца и замещающего влияния матери. Кроме этого, выражено беспокойство, неуверенность, чувство вины, консерватизм и морализирование. Оба супруга внутренне конфликтны, у них низкая степень самопринятия.
А.И. Захаров полагает, что невротические изменения формирующейся личности детей возникают в результате неудачно и драматически переживаемого опыта межличностных отношений, отсутствия возможности создания приемлемой «я - концепции» с вытекающей из этого неустойчивостью самооценки, болезненно-чувствительным, эмоционально-неустойчивым и тревожно-неуверенным «я», на что также указывает Д. Боулби.
На конструктивный стиль отношения родителей к ребенку оказывают влияние такие черты личности, как:
- стремление наиболее полно выявить свои задатки и способности;
- преодоление эгоцентризма через включенность в деятельность, цель которой вне самого человека;
- созидательность, творческость;
- способность к полному и живому переживанию, способность тонко, самозабвенно и бескорыстно чувствовать;
- умеренная тревожность;
- способность брать на себя ответственность;
- склонность к самоанализу, рефлексии (А.С.Спиваковская).
Индивидуально - типологические личностные особенности родителя являются условием формирования стиля семейного воспитания. Стиль се-мейного воспитания определяется в основном такими контрастными чертами родителей как экстраверсия - интроверсия; сензитивность -спонтанность, агрессивность.
Стиль семейного воспитания связан не только с индивидуально-психологическими особенностями родителя и ребенка, но и с характеристиками (субъективными и объективными) семьи с точки зрения ее функционирования. В частности, чем меньше у родителя уровень удовлетворенности браком, тем больше у родителей отклонений от гармоничного стиля семейного воспитания в сторону психогенного. И наоборот, чем выше удовлетворенность браком, тем успешнее родитель в своих воспитательных воздействиях. Кроме того, родители из сбалансированной, с точки зрения структурно - функциональных характе-ристик семьи, удовлетворены браком больше, чем родители из несбалансированной семьи, и реализуют, как правило, менее психогенный, более благоприятный, стиль семейного воспитания.
Наши наблюдения позволяют констатировать, что в процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности, он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения и его развитие стремится к гармоничному типу.
Использованная литература:
- Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Д. Боулби. – М. : Академ. Проект. – 2004. – 232 с.
- Варга А. Я. Типы родительского отношения / А. Я. Варга. - Самара: СамГПУ. – 1997. – 88 с.
- Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия / А. И. Захаров. – СПб.: Союз. – 1998. – 336 с.
- Кукуруза Г. В. Психологічна допомога сім'ям, що виховують дітей раннього віку з порушеннями розвитку : дис. докт. псих. наук : 19.00.04 / Кукуруза Г. В. – Харк. мед. акад. післядиплом. освіти. – Х. - 2013. – 350 с.
- Ловинджер Л. Авторитарная семейная идеология. / Ловинджер Л. – М.: Психология, 1960. – 87с.
- Орвашел Г. Психология в общении родителей и детей / Г. Орвашел. – М., 2007. – С.701– 706.
- Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья /А. С. Спиваковская. – Т.2. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.
- Шеффер Ч. Игровая семейная психотерапия / Ч. Шеффер, Л. Кери. – СПб.: Питер. – 2000. – 384 с.
- Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи /Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер. – 1999. – 656с.