Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Метафорическая модель динамики психоэмоционального состояния, установок и ценностей родителей детей с психофизическими отклонениями

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2014

Основная идея модели позаимствована нами из теории катастроф

В. И. Арнольда   и используется далее весьма вольным образом. Вообще говоря, теория катастроф - строгая математическая теория, далекая от непосредственного воплощения в психологических объектах. Однако ее польза для психологии была продемонстрирована, к примеру, еще в середине XX века при моделировании агрессивной реакции животных на опасность. Мы используем один из типов катастроф (в том смысле, в котором термин «катастрофа» понимает математическая теория), а именно - катастрофу с точкой возврата или иначе катастрофу типа «складка» (cusp catastrophe). Схематически она изображена на рисунке и основана на ряде предположений.

         Во-первых, предполагается, что состояние объекта (в нашем случае таковым служит родитель) описывается рядом количественных показателей так, что можно это состояние изобразить в многомерном пространстве показателей одной точкой. Например, на рисунке  таковы состояния A, B, C и D. Разумеется, никаких координат в буквальном смысле мы при этом не вводим.

Во-вторых, предполагается, что динамические процессы, в которых участвует объект (родитель), можно описать пространственной кривой, соединяющей две точки-состояния. Таковы, например, кривые AB и CD.

         В-третьих, сама структура среды (изображенная на рисунке поверхность, по которой движутся точки) имеет «складки», с края которых точка может сорваться.

Так, объект при движении из состояния C в состояние D в какой-то момент оказывается на краю складки и срывается вниз, т. е. за малый промежуток времени переживает «катастрофическое» событие. Заметим, что оба состояния при этом до некоторой степени устойчивы. Однако, если ввести некоторый градиент или, иначе говоря, направленность всей динамики, то между C и D появляется кардинальное отличие. Особенность состояния C в том, что при выходе из устойчивой зоны попасть вниз очень просто, в то время как выбраться со «дна» можно только долгим плавным путем. В то же время двигаться по самой поверхности «дна» можно сколь угодно долго и при этом не претерпевать никаких значительных изменений.

Рис. Метафорическая модель динамики психоэмоционального состояния, установок и ценностей родителей детей с психофизическими отклонениями.

 

Именно эта особенность привела нас к мысли наложения результатов эксперимента на модель катастрофы типа «складка». Действительно, приведенный выше анализ продемонстрировал существование бимодальности по ряду показателей, что говорит о неоднородной внутренней структуре группы родителей детей с психофизическими отклонениями. Поскольку мы легко можем указать для них самое значительное «катастрофическое» событие и оно, в целом, имеет одинаковую природу для всех родителей, вполне можно предположить, что бимодальность является следствием разных путей «спуска» на нижнее плато рисунка , на котором они в основной своей массе присутствуют в начале эксперимента. В одно и то же состояние можно попасть разными путями - плавным или резким - затратив при этом разные ресурсы и адаптационные резервы. Точно так же и выбираться со дна можно в разных местах условной поверхности, реализуя тот или иной темп и эффективность всего процесса. Модель является чисто умозрительной и неверифицируемой количественно, она может быть использована лишь как метафора происходящего в процессе психологической коррекции родителей и семей, однако метафорой весьма цельной и объемной, на наш взгляд, достойной использования на практике. С одной стороны, «складочная» модель подчеркивает принцип дифференциации в психотерапии, с другой - не устанавливает жестких типов и категорий, «клеток», в которые должны попасть субъекты психологической помощи. Образно выражаясь, на краю обрыва «складки» находится непрерывный спектр психоэмоциональных и психофизиологических состояний и дифференцированный подход к психологической помощи не должен насильно втискивать субъектов в предписанные статистикой рамки.

 

  1. Теория катастроф / Арнольд В. И. - 3-е изд., доп. – M.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. – 128 с.- ISBN 5-02-014271-9.