Модель групповых занятий для родителей детей с РАС
Для родителей детей с психофизическими отклонениями предлагается модель групповых занятий, где инструментом воздействия является психокоррекционная группа (горизонтальный «контур взаимодействия»), а в качестве наиболее продуктивной и объективно реорганизующей самосознание родителей формы работы выступает групповая дискуссия (вертикальный «контур взаимодействия»). Материалом для дискуссий могут быть специально отобранные психологом темы или темы по запросу родителей. Например:
- внутренние психологические затруднения родителей, которые воспитывают детей с психофизическими нарушениями;
- трудности, возникающие при взаимодействии родителей с ребенком в микро- и макросоциуме;
- затруднения, возникающие во взаимоотношениях супругов, членов семьи, в которой воспитывается ребенок с психофизическими отклонениями и др.
Наш опыт показывает, что для практического решения проблем семьи, воспитывающей ребенка с психофизическими отклонениями в развитии, необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию помощи семьям данной категории. Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественные характеристики личностных изменений, возникающих у родителей.
Полагаем, что формы и содержание работы с родителями, воспитывающими ребенка с психофизическими отклонениями в развитии, определяются степенью их готовности к сотрудничеству, наличием обратной связи. Наибольшие трудности вызывают родители с низким уровнем мотивации, одной из самых плодотворных форм работы с такими семьями - индивидуальное консультирование, которое проводится в несколько этапов: создание доверительных отношений, обсуждение проблем родителей, планирование дальнейших встреч.
В самом общем виде целью индивидуального консультирования является расширение сферы самосознания и самопонимания, в результате этого процесса преобразуется поведение, а саморегуляция приобретает наиболее самоприспосабливающие формы. Цели и задачи любого психокоррекционного направления, адресованного к личностныем изменениям, вытекают из понятия «личностного дефекта» и миссия психолога на этом этапе – помощь в осознавании конфликтов личности и изменение отношения к этим противеречиям с наработкой новых, адекватных форм реагирования.
Мы разделяем мнение Г.Л. Исуриной о том, что психокоррекционный процесс в личностно ориентированном подходе направлен на изменения в трех плоскостях измерений: когнитивной (познавательной), эмоциональной и поведенческой.
Когнитивная сфера (интеллектуальное осознание родителями возникающих проблем) направлена на осознание связи между психогенными факторами возникновения и сохранения невротических (пониженное, тревожное настроение, слезы, страх, ощущение бесперспективности будущего) или психопатических расстройств (агрессивное настроение, характеризующееся асоциальными формами поведения). Автор отмечает, что психогенным фактором для всех родителей детей с психофизическими отклонениями в развитии является состояние здоровья их ребенка. На этом этапе происходит определение ситуаций, вызывающих напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, осознавание особенностей своего поведения и эмоционального реагирования на действия представителей социума.
Наши наблюдения показывают, что выбор групповых психокоррекционных форм работы определяется рядом общих принципов:
- степень готовности к сотрудничеству;
- учет вариативных форм групповой работы.
Программа групповой психокоррекционной работы может включать различные приемы современной практической психологии: тренинги с эле-ментами креативной терапии, с элементами телесно ориентированной тера-пии, методов «песочной терапии», тренинги с использованием приемов психодрамы, гештальттерапии и т.д.
Групповая психокоррекционная работа проходит несколько этапов .
Рис. 1. Групповая работа с родителями детей с психофизическими отклонениями в развитии.
Цель первого этапа - установление доверительных отношений, на котором происходит нивелирование тревожности и страха фатального отвержения. Специально подобранные упражнения помогают родителям осознавать и модифицировать чувство одиночества. В результате проведения занятий, мы нередко наблюдали, что родители, находящиеся в стадии «хронической печали» в стремлении выразить поддержку другому члену группы очень часто отражают свое эмоциональное состояние, а именно – нерешительность и тревожность.
На следующем этапе рекомендуется переходить к формированию у родителей, воспитывающих детей с психофизическими отклонениями в развитии, соразмерного представления об общественных процессах и месте детей с психофизическими отклонениями в социальной структуре. На этом этапе важно проработать чувство вины и чувство ущербности каждого члена семьи, что, в свою очередь, предупреждает возможность ситуации психологического отвержения ребенка с психофизическими отклонениями в развитии.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, изучение и обобщение собственного опыта работы с детьми дошкольного возраста, имеющими психофизические недостатки, позволили выявить ряд несоответствий и противоречий между:
-необходимостью проведения эффективной коррекционно-развивающей работы с такими детьми в условиях семьи и учреждения общественного воспитания и недостаточной научно-методической разработанностью её организации и содержания;
- общественной потребностью в достижении детьми с психофизичес-кими недостатками общего уровня развития, приближенного к норме развития и недостаточностью разработанности позиций к созданию организационно-психологических условий для достижения такого состояния;
- потребностями в приобретении членами семьи, имеющей ребенка с психофизическими недостатками, соответствующих знаний, умений и навыков проведения коррекционно-развивающих мероприятий с детьми и отсутствием обоснованных практических рекомендаций для родителей.
Следовательно, одной из задач нашего исследования явилось формирование знаний, умений и навыков коррекционной работы с детьми с психофизическими отклонениями у их родителей, коррекция эмоциональных состояний родителей, как условие создания коррекционной среды для ребенка с условием синергетического подхода.
Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с ребенком и его родителями.
Рис. 2. Цели и задачи групповой работы с родителями детей с психофизическими отклонениями.
На этом этапе, перед психологом ставятся следующие цели:
- создание оптимальных условий в семье для всестороннего развития ребенка с психофизическими отклонениями;
- переоценка иерархии жизненных ценностей родителей, оптимизация их самосознания;
- гармонизация психологического климата в семье;
- коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);
- формирование психолого-педагогических знаний и умений, позволяющих повысить воспитательскую осведомленность родителей.
Из этих целей вытекают следующие задачи:
- обучение родителей специальным коррекционно - методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
- формирование понимания родителями проблем их ребенка, исключение гиперболизации;
- работа с внутренним психологическим состоянием родителей, так как состояние неуспеха, связанное с психофизическими нарушениями ребенка, должно трансформироваться в понимание его возможностей;
- коррекция неконструктивных форм поведения родителей (агрессив-ности, тревожности, подавленности и т.д.), их замена на конструктивные формы взаимодействия в социальной среде;
- реализация личностного роста родителей в процессе взаимодействия со своим ребенком, его обучения и воспитания с помощью психолога;
- трансформация позиции драматизации процессов своего ребенка в позицию творческого поиска реализации его потенциала;
- повышение личностной самооценки родителей в связи с возможно-стью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка;
- модификация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому, так как творческая деятельность родителей помогает им самим, высвобождая из неблагоприятного воздействия психотравмирующей ситуации.
Всевозможные формы обучения, как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, работа с детьми, имеющими психофизические отклонения, включают такую семью в поле коррекционного воздействия в качестве основного регулирующего фактора социальной адаптации ребенка.
Использованная литература:
- Исурина Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Г. Л. Исурина // Групповая психотерапия / [ред. Б. Д. Карвасарский,С. Ледер]. – M.: Медицина, 1990. – С. 89 – 120.
- Кислян Л.А. Проблеми адаптації сім’ї до виховання дитини з особливими потребами // Актуальні проблеми навчання та виховання людей з особливими потребами: Зб. наукових праць. – К.: Університет “Україна”, 2007. – 395 с.
- Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М. : Просвещение, 2008. – 240 с.