Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Основные стили детско-родительских отношений

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2013

Основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка: сотрудничество,  псевдосотрудничество, изоляция, соперничество.

При типе отношений – сотрудничество учитываются потребности и желания ребенка, дают возможность ему свободно проявляться, а в сложных ситуациях  оказывают ему помощь. Псевдосотрудничество – тип отношений, при которых происходит доминирование взрослого или ребенка, формализованное взаимодействие, которое сопровождается заискиванием, а псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого. При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга. Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера. Мы полагаем, что в детско-родительских отношениях важно выявить роль ребенка в системе семейных отношений, содержание которой определяется той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет.    

Ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супруже-ских отношений и выступать в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира. Ребенок может быть знаком социального статуса семьи и выполнять роль объекта социальной презентации, может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая сильное эмоциональное напряжение: ребенок считает, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие произойдет. Положение ребенка в семье определяется ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях, от характера, места и функционального наполнения роли в семье зависит формирование характера ребенка.

Под стилем воспитания в научной литературе понимается определен-ная стратегия воспитания, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь и стремления к объективности в видении ребенка. Авторы выделяют два стиля родительского воспитания - демократический и контролирующий.

Контролирующий стиль воспитания - поведение ребенка ограничено рядом дисциплинарных мер при  непонимании ребенком смысла ограниче-ний. Требования родителей  могут быть жесткими, но предъявляются последовательно и постоянно, и ребенок признает их справедливыми и обоснованными. Демократический стиль наиболее эффективен для воспитания - учитывая потребности ребёнка в положительных эмоциях и признании, родители используют внушение и убеждение при доброжелательности и любви. Нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать-дитя» ведут к возникновению неврозов у детей.

А.Е. Личко  и Э.Г. Эйдемиллер  выделили следующие типы семейного воспитания детей, которые формируют негативные акцентуации характера:

- гипопротекция (гипоопека): отсутствие заботы о ребенке, он практически предоставлен самому себе и чувствует себя брошенным;

- гиперпротекция: навязчивая чрезмерная забота блокирует инициативу и самостоятельность ребенка либо в виде доминирующей гиперпротекции (игнорирование реальных потребностей ребенка и жесткий контроль над его поведением), либо в виде потворствующей гиперпротекции (выполнении всех потребностей и капризов ребенка, играющего роль кумира семьи);

- эмоциональное отвержение: неприятие родителями ребенка во всех его проявлениях в явной  и скрытной форме (насмешка, ирония);

- жестокие взаимоотношения: явные (наказания, физическая агрессия, побои) и скрытные (эмоциональная враждебность, холодность, издеватель-ские оскорбления);

- повышенная моральная ответственность: завышенные требования к ребенку, делегация ребенку опеки и заботы над другими членами семьи.

Неправильное воспитание усиливает потенциальные расстройства ре-бенка. А.С. Спиваковская  выделила следующие типы неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:

-«семья-санаторий» - мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей ведут к нервным срывам ребенка и реакции протеста;

- «семья-крепость» - подчеркнуто правильное, излишне принципиальное поведение родителей ведет к безынициативности и неуверенности ребенка в себе;

 -«семья - третий лишний» - эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, у ребенка формируется чувство неполноценности, ненужности и брошенности. Именно в таких семьях получил распространение синдром опасного обращения с детьми (СООД) в широком спектре от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий.

В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы. В данной работе под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, опираясь на определение А.Я. Варги, которая описывает родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков (А.Я. Варга).

Впервые проблема стилей родительского воспитания была ис-следована  А. Адлером. Ученый описывал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским воспитанием, на основе которых ребенок формирует ошибочные представления о жизни. К ним относятся баловство ребенка и пренебрежение ребенком. Эти деструктивные стили отношения к ребенку препятствуют развитию у него социального интереса, или общественного чувства - способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Ученый подчеркивает, что попустительство и вседозволенность со стороны родителей приводит к развитию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, способах конструктивного взаимодействия с другими людьми. Эмоционально отвергаемые, пренебрегаемые родителями дети будут недооценивать собственные силы, преувеличивать трудности жизненных задач, у них могут быть трудности в межличностных отношениях.

Выбираемый же стиль отношения к ребенку зависит от жизненного стиля личности родителя, т.е. от значения, которое человек придает миру и самому себе, его целей, направленности его устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем. А стиль родительского отношения в свою очередь оказывает непосредственное влияние на формирование стиля жизни ребенка, т.к. жизненный стиль формируется очень рано (до пяти лет) (А.Адлер).

Классической считается работа G.H Brody, выполненная в рамках клинического подхода. Наблюдая видеомагнитофонные записи 4-х часового общения матери с ребенком, она выделила 4 типа материнского отношения:

1 тип - мать легко и органично приспосабливается к потребностям ребенка. Для нее характерно поддерживающее, разрешающее поведение.

2 тип - сознательно мать старается приспособиться к потребностям ребенка, но из-за напряженности и отсутствия непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто безуспешны. Мать чаще доминирует, чем уступает.

3 тип - в основе материнства - чувство долга. В отношении с ребенком отсутствует интерес, теплота, спонтанность. Инструмент - жесткий контроль.

4 тип - мать ведет себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка. Ее воспитательные воздействия непоследовательны и противоречивы.

По мнению автора, наиболее вредным для ребенка оказался 4-й стиль материнства, т.к. постоянная непредсказуемость материнских реакций лишала ребенка мира стабильности и провоцировала повышенную тревожность.

J.A. Simpson, W.S. Rholes, J.S. Nelligan  выделяют 3 типа роди-тельского отношения:

- спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как ин-струмент воспитания;

- экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка;

- «социальная» мать - для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы.

Э.Н. Болдуин  выделил два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, вклю-ченность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений.

Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные (Г.Крайг).

D.Baumrind, R.E. Larzelere, P.A. Cowan  выделили четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт.

Родительский контроль: при высоком уровне родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более совершенное усвоение родительских стандартов и норм.

Второй параметр - родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность.

Третий параметр - способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители стремятся использовать убеждение с тем, чтобы до-биться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким уровнем чаще прибегают к крикам, жалобам и ругани.

Четвертый параметр - эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, но действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

Наши наблюдения показывают, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений - контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с де-мократичностью и принятием.

Следовательно, наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями.

 

Использованная литература:

  1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 448 с.
  2. Болдуин Э. Н. Еще немного времени / Э. Н. Болдуин. – М: ОГИ, 2003. – 116 с.
  3. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко – Львов: Формат, 2007. – 208 с.
  4. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. –  СПб.: Питер, 2000. – С. 117 – 133.
  5. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья / А. С. Спиваковская. – Т.2. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.
  6. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер. – 1999. – 656с.
  7. Baumrind D. Ordinary physical punishment: Is it harmful? Comment on Gershoff  / D.Baumrind, R.E.Larzelere, P.A. Cowan  // Psychological Bulletin. – 2002. – Vol. 128. – № 4. Pp. 580 – 589.
  8. Brody G.H. Sibling relationship quality: its causes and consequences / G.H. Brody // Annual Review of Psychology. – 1998. Vol. 49. P. 1 – 24.
  9.  Simpson J. A. Support seeking and support giving within couples in an anxiety-provoking situation: The role of attachment styles / J. A. Simpson,   W. S. Rholes,  J. S. Nelligan // Journal of Personality and Social Psychology, 1992. – P. 62, 434 –446.