Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Проблемы критериев нормы и отклонения в психофизическом развитии

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2014

Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания.

В практической психологии и педагогике на сегодняшний день «работающими» являются следующие понятия:

- предметная норма - знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования);

- социально-возрастная норма - показатели интеллектуального и лич-ностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;

- индивидуальная норма - проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка.

Категория нормы психического развития, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.

Каждый вид аномального развития, по словам Б.П. Пузанова, характеризуется системным проявлением, в котором выделяются первичные и вторичные отклонения. По его данным,  первичным дефектом выступает поражение коры головного мозга различной локализации, вторичным - нарушение в развитии психофизических процессов, а третичным - отклонение в эмоционально-волевой сфере, формировании личностных качеств. Структура вторичных и третичных отклонений зависит от характера ведущего дефекта и обусловлена им.

Психолого-педагогическая диагностика базируется на теоретических представлениях об аномальном развитии. Эти представления отражены в трудах Л.С. Выготского, В.В. Лебединского,  В.И. Лубовского  и др.

Согласно этим представлениям, у детей с аномалией в развитии в силу различных причин (биологических и социальных) нарушается процесс формирования высших психических функций. Этот процесс у детей растянут на годы. Он зарождается в речевом общении и завершается полноценной символической деятельностью. Психическое развитие ребенка, формирование его личности тесно связаны с процессами обучения и воспитания. Отечественные психологи (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) указывали, что физиологической основой высших психических функций являются функциональные системы совместно работающих зон коры головного мозга. Эти функциональные системы формируются в процессе жизнедеятельности ребенка, постепенно приобретая характер прочных межфункциональных связей.

В 1915 году  Г.Я. Трошин  выдвинул идею об общих закономерностях нормального и аномального развития, что подтвердилось в дальнейшем в работах многих исследователей (Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Ж.И. Шиф и др.). Суть этой идеи в том, что и при нормальном, и при нарушенном развитии формирование психики ребенка носит поступательный характер. Каждый из этапов развития завершается формированием принципиально новых качеств - новообразований, которые, в свою очередь, становятся основой для следующего этапа.

Обосновывая положения об общности законов нормального и аномального развития, Л.С. Выготский  подчеркивал, что общим для них является социальная обусловленность психического развития: социальное, в том числе, педагогическое, воздействие составляет источник формирования высших психических функций - как в норме, так и при анормальном развитии. Идея автора о системном строении дефекта позволила ему выделить в аномальном развитии две группы явлений. Это - первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, и вторичные нарушения, возникающие в ходе социального развития ребенка, его взаимодействия с окружающим миром. Аномальное развитие определяется временем возникновения первичного нарушения и тяжестью его выраженности. Механизм формирования вторичных нарушений может быть различным, но существенную роль в нем всегда играет социальный фактор. Отклонения, возникающие вследствие поражения органов зрения, слуха или тех или иных структур головного мозга, различны по своему характеру, силе и значимости у каждой категории детей с нарушениями развития. Однако общим для всех этих случаев является то, что наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. Вторичные нарушения являются основным объектом психодиагностики и психолого-педагогического коррекционного воздействия.

В то же время может быть выделен ряд закономерностей, не наблюдающихся у «нормальных» детей, но характерных для анормального развития. Общие закономерности аномального развития были систематизированы и обобщены в трудах Т.А. Власовой  и В.И. Лубовского.

Ж.И. Шиф  подчеркивала, что еще одной общей закономерностью аномального развития являются изменения в развитии личности ребенка. Особенностями такой личности, по мнению автора, являются пониженный фон настроения, астенические черты, нередко ипохондричность, тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, легкость возникновения страха. Такие нарушения особенно вероятны при неправильном семейном воспитании и при неправильно организованном обучении. Изменения способов коммуникации проявляются в том, что у детей нарушается речевое общение, возрастает роль невербальных средств коммуникации.

Как общую закономерность аномального развития, В.И. Лубовский отмечал нарушение способности к приему и переработке информации: уменьшения скорости и объема воспринимаемой информации, нарушение условий хранения информации и ее использования. Еще одной общей закономерностью аномального развития, как отмечает автор, является нарушение словесной регуляции деятельности, что проявляется в недостаточности и специфических особенностях словесного опосредования.

Дизонтогенез (disontogenesis) - это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез - патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.

Разработка содержания этого понятия в отечественной детской психиатрии связана с именами М.Ш. Вроно, В.В. Ковалева, А.Е. Личко,

Г.Е. Сухаревой, Г.К. Ушакова, Г.М. Хворовой, А.П. Чуприкова  и т.д.

К органическим факторам возникновения дизонтогенеза относят церебральную патологию, структурные, т.е. органические поражения мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности. Но при последних допускают наличие «мягких» органических признаков. Именно в этом случае говорят о минимальной мозговой дисфункции.

Последние два фактора дизонтогенеза - комплекс эмоциональной привязанности и депривации по существу являются психосоциальными и тесно между собой связаны. Возникающая с первых часов и дней жизни новорожденного связь между ребенком и матерью оказывает решающее влияние на формирование всех других связей и привязанностей и их различную эмоциональную глубину, которые во многом определяют психологическую реактивность и поведение индивида в течение всей жизни.

Проявления психического дизонтогенеза разнообразны. В.В. Ковалев выделяет 4 типа дизонтогенеза:

- задержанное или искаженное психическое развитие;

- органический дизонтогенез - как результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза;

- дизонтогенез вследствие поражения отдельных анализаторов (зре-ния, слуха) или сенсорной депривации;

- дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное воспитание).

Признавая многообразие типов психического дизонтогенеза автор объединяет их в два основных варианта - дизонтогенез с негативной симптоматикой и дизонтогенез с продуктивными синдромами. К первым он относит синдромы психического недоразвития - тотального (олигофрения) и парциальной ретардации (задержки психического развития), акселерацию, различные формы инфантилизма, невропатии. Ко второму варианту отнесены случаи, когда на фоне клинических проявлений негативных дизонтогенетических нарушений, развиваются продуктивные феномены: страхи, патологические привычные действия, энурез, энкропрез, повышенная неряшливость, утрата навыков ходьбы, речи, самообслуживания, переход психического функционирования на более ранние этапы развития, а также аффективные расстройства, нарушения влечений, гиперактивность, патологическое фантазирование, гебоидный, кататонический и другие синдромы.

Следовательно, к основным формам дизонтогенеза ученые относят задержки психического развития (тотальные и парциальные) и искажения психического развития (акселерация, инфантилизм и др.).

Классификация дизонтогегеза у детей, созданная в русле патопсихологической науки В.В. Лебединским, является одной из наиболее распространенных, она построена на базе идей Л.С. Выготского, исследованиях В.В. Ковалева  и Г.Е. Сухаревой.  В ее основу были положены представления отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека: ретардации - как запаздывания или приостановки всех сторон психического развития; дисфункции созревания - что связано с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы (ЦНС); повреждении развития - изолированное повреждение начавшей развиваться структуры или системы; асинхронии - диспропорциональности развития.

 

Использованная литература:

  1. Актуальні проблеми навчання та виховання людей з особливими потребами: Десята міжнародна науково - практична конференція. Тези доповідей: в 2-х ч.; ч. 1. – К: Університет Україна. – 2010. – 400 с.
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. – Т. 5. – Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – М. – Педагогика. – 1983. – 368 с.
  3. Добровольская Т. А. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина - 1993. – С. 56 – 63 с. – (Социологические исследования).
  4. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский Учебник для вузов. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 553 с.
  5. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.Руководство для врачей. / В. В. Ковалев – М.: Медицина, 1979. – 608 с.
  6. Коррекционная педагогика / [ред. Б. П. Пузанов] – М.: Издат. центр «Академия», 1998 – 144 с.
  7. Лебединский В. В. Классификация дизонтогенеза нарушения психологического развития / В. В. Лебединский. – СПб. : Дидактика Плюс, 2001.– 265 с.
  8. Леонтьев Д. А. Неклассическая психология состояний/Д.А. Леонтьев// Психология психических состояний / [ред. А. О. Прохорова]. –Казань: Центр инновационных технологий, 2004. –Вып. 5. – С. 60 – 66.
  9. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский– М.: Педагогика, 1989. – 320 с.
  10. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия / [ред. Е. Д. Хомская]. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с.
  11. Пузанов Б.П. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития/ Б.П. Пузанов. – М.: Академия, 2011. – 272 с.
  12. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей / Г.Я. Трошин: В 2 т. – Петроград: Издание Клиники доктора Г. Я. Трошина,1915. – Т. 1. – 404 с.
  13. Шиф Ж.І. Психологія глухих дітей. / Ж.І Шиф – М.: Педагогіка, 2006. – 501с.
  14. Хворова Г. М. Технологія комплексної психолого-педагогічної корекції та розвитку аутичної дитини / Г. М. Хворова // Дефектологія. – 2008. – № 3. – С. 20 – 27.
  15. Чуприков А.П. Розлади спектра аутизму/А.П.Чуприков, Г.М.Хворова. – Львів: Мс. – 2012. – 184с.