Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Проведение групповых занятий для родителей детей с психофизическими нарушениями

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2014

Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС. Семьи, в которых воспитываются такие дети, живут под грузом многочисленных проблем, что осложняет внутрисемейную атмосферу.

Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с отклонениями в развитии, достигается не сразу и не всеми родителями, так как пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей  и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Некоторые родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка.

Следовательно, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с детьми с психофизическими отклонениями, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи, что и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с такими  семьями.

В психокоррекционной работе в рамках синергетического подхода, с семьями выделяется два направления: психолого-педагогическое и пси-хокоррекционное.

Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с ребенком и его родителями (чаще матерью). Здесь перед специалистом ставятся следующие цели:

- создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии в семье;

- переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания;

- гармонизация психологического климата в семье;

- коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);

- формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).

Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи:

- обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;

- обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;

- коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;

- коррекция внутреннего психологического состояния родителя: состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость его «маленьких» успехов;

- коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний  и др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;

- осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодей-ствия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога;

- переход родителя с позиции переживания за своего ребенка из-за его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;

- повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;

- трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому;

- созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому, излечивая от негативного воздействия психотравми-рующей ситуации.

 В качестве основы психокоррекционного подхода нами  используется личностно - ориентированная патогенетическая психотерапия

(В. Н. Мясищев), а также некоторые приемы и методы семейной системной когнитивно-поведенческой психотерапии (Э.Г. Эйдемиллер).

Личностно ориентированный подход (патогенетическая психотерапия) был разработан В.Н. Мясищевым  на основе его концепции психологии личности. Отношения человека в соответствии с теорией психологии личности представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях.

В самом общем виде целью личностно ориентированного подхода является расширение сферы самосознания и самопонимания индивида. В результате этого процесса реконструируется поведение, а саморегуляция приобретает наиболее адаптивные формы. Цели и задачи любого коррекционного направления, ориентированного на личностные изменения, вытекают из представления о «личностном дефекте», что, в свою очередь, определяется собственной концепцией индивида. Задача психолога - раскрыть и изменить отношения личности, обусловившие возникновение и субъективную неразрешимость конфликта.

В процессе проведения групповых занятий самосознание родителей детей с отклонениями в развитии оптимизируется, этот процесс направлен не столько на раскрытие психологического конфликта (недуг ребенка с выраженными нарушениями развития может быть неизлечим), сколько на переориентировку родителей с общепризнанных моделей ценностей (ребенок не может быть неполноценным, он должен родиться здоровым, интеллектуально и физически сохранным), которые были у них сформированы в виде родительских репродуктивных установок до рождения больного ребенка, на общечеловеческие ценности. Происходит формирование новых жизненных ориентиров у родителей относительно ребенка с отклонениями в развитии.

 В качестве механизмов коррекционного воздействия (А.А. Алексан-дров, Г.Л. Исурина) личностно ориентированной психотерапии рассматриваются: корригирующее эмоциональное переживание, конфронтация, научение.

Корригирующее эмоциональное переживание - этот механизм предполагает в первую очередь наличие эмоциональной поддержки родителей ребенка с отклонениями в развитии со стороны психолога, принятие ребенка и проблем семьи полностью и безоговорочно. Особое значение эмоциональное сопереживание имеет для матери ребенка с отклонениями в развитии. Это позволяет признать человеческую ценность матери как личности, уникальность ее внутреннего мира, значимость ее ценностных установок.

Конструктивно переработанное содержание обратной связи способ-ствует принятию родителями новой информации о себе. Низкая самооценка снижает возможность родителей к восприятию новой информации, способствует возникновению защитных механизмов и таким образом закрывает им путь к обретению нового опыта. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее, положительное воздействие на самооценку и таким образом корригирует собственное отношение личности к себе.

Конфронтация - «столкновение» клиента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, характерными эмоциональными и поведенческими стереотипами. Конфронтация осуществляется за счет «обратной связи» между участниками группового психокоррекционного процесса. В ходе индивидуальной работы основным инструментом «обратной связи» выступает психолог, который не столько привносит в нее свое содержание, сколько отражает различные аспекты психологической реальности родителей.

В групповой психотерапии «обратная связь» является более многоплановой, поскольку осуществляется между каждым из членов группы и группой как целым. В контексте внутреннего столкновения родителя с самим собой очень важным представляется факт оптимизации самосознания родителя, переструктурирования иерархии его жизненных ценностей. Для матери ребенка с психофизическими отклонениями в развитии наиболее важным является: переосмысление отношения к себе как к женщине, родившей неполноценного ребенка, а также переосмысление своего отношения к рожденному ею ребенку. «Обратная связь» позволяет каждой матери, участвующей в работе психокоррекционной группы, получать сообщения о том, какие эмоциональные реакции у окружающих вызывает ее поведение, каков ее имидж, какой она представляется окружающим, что в ее поведении вызывает одобрение, а что - негативную реакцию. Отец ребенка с отклонениями в развитии также изменяет свою позицию - для него наиболее существенным становится определение реальных перспектив ребенка и собственных возможностей оказания ему помощи.

Задача психолога заключается в том, чтобы помочь участнику группы расширить существующий в его сознании собственный образ «Я» путем интеграции полученной информации (специально спрограммированных типичных ситуаций, в которых приходится находиться участнику группы, а также личностно-философских установок, полученных частично от психолога, частично от других лиц, путем анализа примеров из жизни реальных или литературных героев и т.д.).

Для усиления динамики этого процесса применяется метод деката-строфизации, заимствованный из «когнитивной терапии» А. Бека, что позволяет подготовить участников группы к последствиям, сопряженным со страхом, с целью уменьшения отказа от самоактуализации из-за неуверенности в успехе.

В целом процесс переоценки последствий свойствен формированию человеческой личности, так как расширение и углубление самооценки лич-ности, как известно, происходит под воздействием отраженных оценок окружающих. Осознав неадекватность собственной самооценки, ее иллюзорность и бесперспективность, родители приходят к пониманию необходимости переосмысления своего собственного внутреннего мира, пониманию важности и необходимости собственного существования и существования своего ребенка. Результатом нового миропонимания, принципиально новой жизненной концепции становится позитивное самоощущение родителей, которым они делятся друг с другом, а также использование родителями в контактах с окружающими более адаптивных форм общения, что и осуществляется в рамках следующего вида коррекционного воздействия.

Научение дает более высокие результаты при его использовании на групповых занятиях, чем на индивидуальных. Группа выступает как модель реального социума, в которой проявляется поведение человека. Участвуя в интеракциях, родители проявляют типичные для них поведенческие стереотипы, появляется возможность для вычленения как позитивных, так и неадекватных форм поведения родителей. Групповая ситуация является сценой для эмоционального многопланового межличностного взаимодействия, а это способствует как отказу от неконструктивных поведенческих стереотипов, так и обретению навыков полноценного человеческого общения.

Одновременно очень важным в контексте самоактуализации представляется тренинг самоутверждения. Человек, испытывающий социофобический страх, избегает встреч с людьми, отгораживается от общения и активной деятельности. Социофобический страх возникает у некоторых матерей вследствие рождения неполноценного ребенка и всех сопряженных с этим последствий. Проявляющееся вторично чувство неудовлетворения собой приводит к еще большим затруднениям в реализации активного поведения, вызывая появление хронических эмоциональных нарушений.

В процессе тренинга участники группы убеждаются в том, что самоутверждающее поведение приводит действительно к изменению реакций окружающих, которые, как правило, являются чаше позитивными. А те, в свою очередь, подкрепляет такое поведение, которое приводит к изменению самооценки и еще большей уверенности в себе.

 

 Используемая литература:

  1. Александров Ю. И. Единая концепция сознания и эмоций: эксперимен-тальная и теоретическая разработка // Первая Российская конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. – Казань: КГУ, 2004. – С. 14 – 15.
  2. Исурина Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Г. Л. Исурина // Групповая психотерапия / [ред. Б. Д. Карвасарский, С. Ледер]. – M.: Медицина, 1990. –С. 89 – 120.
  3. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев; под. ред. А.А. Бодалев, А.Н. Сухов. – М.: Изд-во Моск. Психолого-социльного института. – 1995. – 365 с.
  4. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер. – 1999. – 656с.