Психологическая помощь семье с особым ребенком
Личностные деформации родителей проявляются в виде поведенческих дезадаптаций и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая ребенка, что, в свою очередь, и объясняет травматизацию личности ребенка с психофизическими недостатками родителями, отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для его развития, нарушение процесса его социальной адаптации.
Все это в совокупности обусловливает острую необходимость в оказании семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, спе-циальной психологической помощи, подчеркивает И.Ю. Левченко.
В результате психокоррекционных мероприятий с родителями детей с отклонениями в психофизическом развитии в рамках синергетического подхода, у них формируется позитивная модель «сотрудничество», модифицируются мироощущения, что позволяют изменить восприятие родителями ребенка. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, их деятельность направляется на оказание адекватной помощи ребенку, а отношения родителей с ребенком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей, что позволяет активно участвовать в процессе его развития, проводить коррекционные мероприятия его нарушений и социальной адаптации. Эта модель способствует формированию творческого сотрудничества между родителями (другими близкими) и ребенком, что позволяет оптимизировать социальный фактор развития ребенка и его ин-теграцию в социальную жизнь.
Однако, отсутствие государственной системы психологической помо-щи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в психофизическом раз-витии, и единой политики государства в данной области не позволяет разрешать значительные трудности, с которыми сталкивается эта категория лиц. В этом контексте разработка концептуального подхода по оказанию психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии обретает преимущественное значение.
Под концепцией психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в психофизическом развитии, мы понимаем системный подход, позволяющий оказать этим семьям комплексную всестороннюю психокоррекционную помощь, включающую их психологическое иисследование, консультирование и психокоррекцию.
В качестве целей психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в психофизическом развитии, мы рассматриваем:
- предоставление соответствующих микросоциальных условий разви-тия ребенку с психофизическими отклонениями в семье;
- оптимизацию самосознания родителей;
- формирование позитивного отношения лиц, близких к ребенку.
Создание системы государственной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, является одним из важнейших условий, обеспечивающих необходимый уровень социально-психологической адаптации детей с психофизическими нарушениями и реабилитации их семей.
Психологическая помощь семье является одним из первостепенных направлений в системе социально - психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Эта помощь оформляется посредством модификации внутрисемейной атмосферы и ее трансформации в коррекционную, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений, что оказывает влияние на дифференциальную целенаправленную помощь ребенку.
Необходимо учитывать, что семья, которая воспитывает ребенка с отклонениями в развитии, имеет полное право на получение комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику, консультирование и психокоррекционные занятия.
Следовательно, психологическая помощь семье должна организовы-ваться с момента выявления у ребенка нарушений в развитии и сроки реализации такой помощи не могут ограничиваться только совершеннолетием лица с психофизическими отклонениями в развитии, а сопровождение семьи должно осуществляться постоянно в течение всей жизни.
При проведении психокоррекционных занятий семья понимается нами, как естественная адаптивная развивающая среда, необходимый уровень гармоничных взаимоотношений в которой обеспечивается родителями ребенка с психофизическими нарушениями (или лицами, их замещающими).
Оказание психологической помощи семьям позволяет через трансформацию личностных проблем родителей, возникающих вследствие их эмоциональных переживаний, связанных с нарушениями ребенка, оптимизировать его развитие и интеграцию в социальную жизнь.
Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителей могут позволить ребенку обрести новый жизненный ориентир, повысить собственную самооценку, что, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.
Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей - они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка, что оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов. Своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь оптимизирует личностное развитие ребенка и способствует снятию психологических проблем у самих родителей.
Модель системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, разработанная и апробированная на практике, представлена сложной структурой, включающей взаимосвязанные направления: диагностику, консультирование, психокоррекцию. Создание модели комплексной психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, позволяет оказать адресную помощь каждому ребенку, снижает фрустрационную нагрузку у членов семьи и повышает ее реабилитационные возможности.
Психологическая работа с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, может быть представлена тремя направлени-ями:
- психологическое изучении проблем, возникающих у членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка с отклонением в развитии;
- психологическое консультировании семей, имеющих детей с психо-физическими отклонениями в развитии;
- психолого-педагогической и психокоррекционной работе с детьми и их родителями.
Психологическая помощь семье и ее сопровождение, предполагает системный подход, который включает в себя определение основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии и направление ее психологической диагностики.
Основная цель психологического исследования семьи - выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка и нарушающих гармоничное внутрисемейное функционирование.
В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:
- определение степени соответствия условий, в которых растет и вос-питывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;
- выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими от-клонениями в развитии в семье;
-формулировка причин, которые дестабилизируют внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;
- детерминирование неадекватных моделей воспитания и деструктив-ных форм коммуникации в семье;
- установление путей гармонизации внутрисемейного климата;
- определение направлений социального развития как детей, так и их семей.
Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего фактора, коим является рождение ребенка с психофизическими отклонениями. Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.
Наш опыт показывает, что особое внимание следует уделить изучению личностных черт родителей, что во многом предопределит степень социализации и адаптации ребенка с психофизическими отклонениями. Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.
Используемая литература:
- Левченко И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко, H. A. Киселева. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 118 с.
- Мамайчук И. И. Социально-психологическое исследование семьи больных с детским церебральным параличом и психокоррекционная работа с родителями / И. И. Мамайчук, В. Л. Мартынов, Г. В. Пятакова // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации / – М.: ЦИЭТИН, 1989. – С. 98 – 104.
- Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. – М.: Владос, 2003. – 408 с.