Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Синергетическая модель процесса самоорганизации семьи ребенка с психофизическими отклонениями

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2015

Нами адаптирована спиральная модель, которая  разработана в рамках синергетического подхода. В модели представлена спиральная траектория движения как процесс приобретения семьями детей с психофизическими отклонениями свойств способности к самоорганизации. Это представлено как чередование актов зарождения порядка и его сохранения, в так называемую циклическую (кольцевую) причинность, что осуществляется по схеме: неустойчивость - устойчивость - неустойчивость и т.д. Циклическая причинность объясняет необходимость и взаимодополняемость переходов от деструкции к структурированию, потерю устойчивости при определенных условиях, что открывает путь переходным явлениям и трансформациям.

С позиций синергетики любая нелинейная система, эволюционируя, стремится к самосохранению (через адаптацию и самоорганизацию). Используя принципы синергетики, можно предположить, что для эффективной психотерапии необходим качественный терапевтический альянс, в котором иерархически доминантный психотерапевт оказывает мягкое, контролируемое, осторожное воздействие, отмечают  С. В.Уманский, В. Я. Семке.

В начале (верхняя точка) неравновесность ситуации в семье связана с состоянием кризиса и переживанием родителями безысходности, подобно точке бифуркации, которая в синергетике имеет метафорическое название – «динамические ключи управления», характеризуя кризисное состояние как важное условие для изменений. После притока энергии извне (в нашем случае - взаимодействия в режиме психотерапевтического альянса со специалистом, который создает условия для целеполагания родителями личностной и семейной жизнедеятельности, формулировка сценариев дальнейшего развития ребенка и семьи, обретение способности осуществлять диалогическое общение как внутри семьи, так и за ее пределами) неравновесность усиливается, отклонения от привычной траектории жизни растут, накапливаются, вызывают кумулятивный эффект совместных проявлений элементов и подсистем (возмущения), что, в конце концов, приводят к «расшатыванию» прежнего порядка и через относительно кратковременное «хаотичное» состояние системы вызывает появление условий для перестройки прежней структуры и к возникновению нового порядка.

Рис.1.Синергетическая модель процесса самоорганизации семьи ребенка с психофизическими отклонениями.

 

Это происходит из-за ситуации выбора, когда согласуется самые оптимальные и наиболее приемлемые родителями пути и темпы развития. Появляется новый цикл и семья остается в пределах особого состояния потери равновесия определенное время, за которое успевает приобрести новые свойства. Так запускается механизм самоорганизации и формирования новых эффективных структур на основе инновационного потенциала. При этом развитие системы по траектории неравновесной самоорганизации можно рассматривать как ее саморазвитие через промежуточные этапы равновесных состояний. Прохождение через все этапы становления самоорганизации дает возможность родителям детей с психофизическими отклонениями и семье в целом приобрести весомый инновационный потенциал и опыт его реализации в макросоциуме, что определяет способность семьи как микросоциальной системы к самосовершенствованию, самовосстановлению и саморазвитию.

Эта динимика находит свое подтверждение в исследованиях ученого

М.-Я.А.Чепа, который отмечает, что «у неврівноважених психічних станах число кореляцій особистісних чинників із психічними процесами збіль-шується у чотири рази, з фізіологічними характеристиками - у два рази, з поведінковими показниками - у шість разів. Тобто саме ці сторони хаотичних неврівноважених станів зазнають найбільшого впливу з боку особистісних властивостей. Так, серед показників психічних процесів до таких сторін належать відчуття, уява, емоції, вольові процеси. Серед фізіологічних характеристик - тонус м'язів, координація рухів, рухова активність, показники дихання. Переживання змінюються за шкалами: сум - оптимістичність, сонливість - бадьорість; поведінка за шкалами: послідовність - непослідовність, обдуманість - необдуманість, адекватність - неадекватність, стійкість - нестійкість. Іншими словами, найбільшого впливу особистісних чинників зазнають сенсорно-перцептивні та емоційно-вольові процеси, рухово-м'язові прояви, характеристики емоційно забарвлених переживань та поведінки. Дослідженням нестійких психічних станів показано, що структурно-функціональна організація нестійких станів диференціюється залежно від тривалості й модальності станів та їхнього енергетичного рівня. Якщо функцією тривалих неврівноважених станів (сум, втома, печаль, туга, нудьга та ін.) є формування інформаційних моделей (новоутворень), то короткотривалі стани (гнів, радість, злість, обурення, захоплення тощо) пов'язані з високим рівнем психічної активності, забезпечують швидке розв'язання ситуації, що виникла, і досягнення мети поведінковими засобами. Функцією позитивних неврівноважених станів є оптимізація поведінки. У свою чергу, негативні неврівноважені стани активують рефлексивні процеси: інтелектуальні функції й пошукову поведінку, спрямовану на подолання незворотних ситуацій. У випадку неможливості швидкого розв'язання проблеми людина поринає в переживання, під час яких відбувається зниження рівня психічної активності».

 

Используемая литература:

  1. Войцехович В. Э. Синергетическая концепция фракталов (социальные и философские основания)/ В. Э. Войцехович // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-традиция, 2003. - С. 141-156.
  2. Федорова М. А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы: дисс. кандидата пед. наук : 13.00.08 / Федорова М. А. – Ставрополь, 2004. – 169 с.
  3. Чепа М.-Л.А. Застосування психосинергетики для проектування закономірностей розвитку людини // Соціальні технології: актуальні проблеми теорії і практики. Міжвузівський збірник наукових праць. Вип. 19. - Одеса, 2002. - С. 128-131.
  4. Чепа М.-Л.А. Синергетическая парадигма в психологии: от теории к практике. – Киев, «Гнозис», 2010.
  5. Уманский С. В., Семке В. Я.. Эволюция хаоса, или синергетическая психотерапия — Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2008. — С 304.