Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Современные информационные технологии виртуальной коммуникации в работе с семьями, имеющими детей с психофизическими нарушениями

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2016

Современные информационные технологии обусловили новые форматы взаимодействия в различных сферах профессиональной деятельности. В области психологического консультирования экспериментальные возможности дистантной психокоррекции становятся рутинной практикой. Базовыми инструментами работы при этом являются специализированные сайты, группы в социальных сетях и интернет-конференции. Взаимодополняя друг друга, они формируют виртуальный информационно-технический комплекс, дающий возможность специалисту реализовать инновационные методы и технологии психокоррекционной работы.

Нами была апробирована комплексная программа, ставящая целью помочь семьям с детьми с нарушениями психофизического развития, преимущественно аутизмом. Системный подход в организации виртуального сообщества АУТИЗМ позволил дополнить и усилить классическую лечебную практику. Была создана многоуровневая структура с элементами виртуального и реального взаимодействия. Основные этапы формирования:

1.      Определение ключевых партнеров.

В нашем случае ими стали Одесский национальный университет имени И.И.Мечникова, университет им. Коменского в Братиславе, Европейская психонейропедагогическая лаборатория Epsinel, Одесский дельфинарий НЕМО, детский клинический специализированный санаторий «Хаджибей», детский реабилитационный центр «Дом с ангелом», Ассоциация перинатальных практиков «Психея» и сеть развивающих центров «Крошка Ру».

2.      Создание специализированного сайта.

Был зарегистрирован домен и создан профильный сайт http://autism.com.ua/ Целевой аудиторией сайта и проекта в целом определены родители детей с аутизмом, психотерапевты, врачи, ученые и преподаватели, коррекционные педагоги, волонтеры, студенты, а также общественные организации, профильные лечебные заведения, производители медицинских препаратов и коррекционно-развивающего оборудования, дельфинарии и др.

3.      Создание базовой профильной группы в социальной сети.

Была оценена специфика существующих ведущих социальных сетей. Базовой выбрана сеть вКонтакте, создана одноименная профильная группа АУТИЗМ http://vk.com/club12284677  Целевой аудиторией группы определены родители детей с аутизмом, психотерапевты, а также группы вКонтакте со смежной тематикой.

К октябрю 2016г. численность группы превысила 3700 участников. Группа является самым крупным виртуальным сообществом по тематике «аутизм» в социальных сетях русскоговорящей аудитории на постсоветском пространстве. На сегодняшний день в группе более 200 тем, где родители обсуждают актуальные для них вопросы, связанные с диагностикой, лечением, реабилитацией, поиском специалистов, делятся успехами и находками в собственном опыте.

Структура группы изначально планировалась таким образом, чтобы быть максимально удобной для пользователя и соответствовать ключевым запросам. Базовые темы для обсуждений были заданы администратором группы. В дальнейшем новые темы для обсуждений были инициированы уже самими участниками группы. Входящая информация жестко фильтруется, отсекается малоинформативный и непрофильный контент. Ведется системная борьба со спамом и попытками рекламы. Фото и видеоматериалы сортируются в папки, участники группы имеют право и возможность выкладывать материалы на свое усмотрение. Постепенно в группе добавлялись администраторы-модераторы, сейчас их пятеро. Их роль - мягко направлять дискуссии, разрешать возникающие конфликтные ситуации, высказывать экспертные мнения, но при этом не доминировать и не монополизировать информационное поле.

Важно, что вся работа ведется на волонтерской добровольной основе. Коммерциализация группы АУТИЗМ изначально была признана неприемлемой. Наши наблюдения за опытом многих групп в социальных сетях показывают, что коммерческая составляющая и скрытая реклама в проектах такого рода снижает уровень доверия участников группы. И напротив, элементы эмоционального поощрения и мотивации наиболее активных участников дают дальнейший стимул развитию группы и формируют внутригрупповое доверие и участие.

4.      Создание дружественных смежных по тематике сообществ.

Более узкие тематические запросы участников группы требовали создания выделенных групп, смежных по тематике и дополняющих базовую группу. Нами были созданы либо достигнуты договоренности с существующими группами о партнерском взаимодействии:

- группа АНИМАЛОТЕРАПИЯ http://vk.com/club17246100

- Дельфинотерапия http://vk.com/club15072685

- ТАВАЛЕ-фестиваль http://vk.com/tavale

- другие группы, общей численностью более 20тыс. участников.

Практика поддержания тесных контактов со смежными по тематике сообществами говорит о безусловной пользе для всех сторон, хотя и с некоторыми оговорками. Участники могут оперативно находить релевантную информацию по специализированным узким запросам. Известно, что именно на стыке наук и направлений кроются решения многих практических задач. Расширение области знания участника и включение его в более широкую аудиторию позволяет зачастую посмотреть на свою проблему с другой стороны, найти нетрадиционное решение типовой ситуации. Следует подчеркнуть, что для эффективного взаимодействия дружественные группы должны, помимо смежной тематики, иметь также схожий качественный уровень наполнения и модерации.

Типичная ситуация для родителей детей с нарушением развития – сужение круга общения, замкнутость вплоть до вторичной аутизации. Расширение круга общения при этом, помимо образовательной функции, несет и коммуникативный потенциал. Как результат мы можем констатировать существенное ослабление проблемы избирательности восприятия и эффекта проекции у родителей детей-аутистов.

1.      Дублирование виртуальной группы АУТИЗМ в других популярных социальных сетях.

Данный этап является целесообразным  в случае, если потенциальная целевая аудитория существующей группы выбрала для своего общения другие социальные сети. Представляется важным оценить объем невключенной в коммуникацию аудитории, взвесить имеющиеся ресурсы для параллельного ведения и развития нескольких групп, определить приоритетность и последовательность развития тематического группового кластера.

Результатом работы нашего сайта и групп в социальных сетях стало формирование многоуровневого самоорганизующегося сообщества клиентов и специалистов. На определенном этапе развития их взаимодействие вышло за рамки исключительно виртуального и трансформировалось в реальные программы психокоррекционной помощи в формате спецкурсов, семинаров, конференций, программ дельфинотерапии, авторских (родительских) проектов - фото, кино и пр.

Нами была подготовлена программа и проведено 7 спецкурсов для специалистов по обучению родителей взаимодействию с ребенком в условиях домашнего воспитания. Содержание программы позволило внедрить фактически новую для рынка Украины профессию - семейный терапист. Участники спецкурса приобрели комплекс знаний и навыков в области коррекционной и семейной психологии, развивающей педагогики и дефектологии. География проведения спецкурсов - Киев, Одесса, Донецк, Харьков, Львов, Алчевск, Ярославль. Регулярные запросы на проведение данного и схожих спецкурсов говорят о востребованности такого формата взаимодействия и необходимости включения его в арсенал практик коррекционного психолога.

Современные методы психологической коррекции по ряду параметров существенно отличаются от традиционного инструментария, возникшего и наработанного специалистами за многие десятилетия психологической практики. Эти новации обусловлены глобальными процессами и техническим прогрессом, в первую очередь информатизацией и технологиями удаленной виртуальной коммуникации. При этом возникает эффект, когда новые формы взаимодействия между пациентом и психологом неизбежно влияют и на суть коррекционного процесса.

Возможности интернета дают специалисту не только дополнительные преимущества в работе, но и являются определенным вызовом, требующим изучать технологии удаленного общения и формировать свой виртуальный кабинет. Коммуникация в целом имеет тенденцию смещения в виртуальное пространство. При этом растет значимость элементов веб-пространства – поисковых систем, специализированых сайтов, социальных сетей, форумов, видео-сервисов и пр. Соответственно, сужается роль традиционных институций и классических форм взаимодействия врач-пациент.

Общение становится все более публичным, открытым и доступным широкой аудитории. Критически растет скорость обмена информацией и темпы ее устаревания. Сформировались новые социальные группы, с измеримыми количественными и качественными характеристиками, лидерами мнений и встроенной системой управления. Например, тематическая группа в популярной социальной сети может насчитывать тысячи участников. Это специалисты и эксперты-психологи, пациенты, потенциальные клиенты и их родственники или знакомые, продавцы медикаментов (скрытые и явные), студенты, журналисты, представители конкурирующих сообществ, а также случайные посетители. Для психолога работа в таком формате является навыком, требующим знания особенностей сетевых технологий.

Наибольшее количество контактов и объем передаваемой информации происходит на специализированных сайтах, форумах, в группах в социальных сетях, видео-конференциях и видео-семинарах. Изначально будучи комплиментарными, эти форматы взаимодействия все больше замещают традиционные кабинеты и учебные аудитории. Психологи-практики активно адаптируют классические методы и выносят их в виртуальную среду.

Развитие интернет-технологий в медицинской практике дополняет эффект социализации. Его составляющие - работа с большими группами, публичные консультации, незримое перманентное присутствие оппонентов, умение работать с возражениями и проактивные действия по отношению к конфликтным участникам групп, негласные правила и нормы общения в сети, определенная иерархия ресурса - владелец, администратор, лидер мнений, активный участник, рядовой пользователь, пассивный наблюдатель.

Такая специфическая социализация в виртуальной среде требует понимания механизмов ее формирования. Виртуальное сообщество не является технологической калькой сообщества реального. В нем проявляются свои иерархии, авторитеты, нормы и ценности. Это не просто еще одно место, где можно встретиться с психологом. Любое слово, написанное или сказанное в сети, архивируется и хранится вечно. Поисковые системы позволяют его найти и соотнести с автором и конкретным контекстом. Это уникальное свойство интернет-общения сознательно или бессознательно формирует виртуальную репрезентацию-дубликат личности, и именно с ней мы и имеем дело.

Продуцирование клонов, двойников, роботов, имитирующих реального пользователя по масштабам превосходит темпы реальной рождаемости на планете. Информационные технологии стремятся к самоподдержанию, их безопасность и безусловная польза уже не являются аксиомой. Видимость успешной коммуникации в сети не должна вводить в заблуждение. Коррекционная психология всегда имеет дело с личностью и индивидуумом. Технологическая возможность быстрого контакта с широкой аудиторией, удаленное консультирование не отменят базового принципа и преимущества персонального физического контакта и общения.

Взвешенный, выборочный подход, баланс и точечное дозированное применение интернет-технологий в практике психологической коррекции дают достаточную и необходимую эффективность работы психолога.