Баннер

Последняя новость

Программа TEACCH

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Подробнее ...

Способы взаимодействия матери и ребенка с психофизическими нарушениями

Автор
Душка А.Л.
Год выпуска
2015

Семьи, в которых воспитываются детей с психофизическими нарушениями, живут под грузом многочисленных проблем, что осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.

Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с психофизическими нарушениями, достигается далеко не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей особых детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы, другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с детьми с психофизическими нарушениями, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи.

Большое значение для воспитательного потенциала семьи имеют такие ее составляющие, как образовательный уровень родителей, общая культура, педагогическая активность, умение устанавливать добрые отношения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст отца и матери.

Ученые различают три основных способа взаимодействия матери и ребенка: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный способ представляется как жесткое декларирование родителями требований, которые охватывают всю жизнь ребенка, в семье проявляются силовое давление, агрессия, диктат, черствость и холодность, бесцеремонная внимательность.

Либерализм в семье характеризуется полным безразличием членов семьи друг к другу, полным попустительством, каждый из членов семьи живет своими делами, заботами, мыслями.

Демократизм основывается на взаимной заинтересованности, поддержке и взаимопомощи. При авторитарном способе воспитания потребности детей подавляются, а при либеральном - игнорируются, то в демократической семье наблюдается постоянный ненавязчивый контроль за развитием ребенка.

Основным направлением в описании типологии семейного воспитания - это изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде это можно сформулировать как неоптимальные и оптимальные родительские позиции. Позиция - (от лат. positio), мнение, точка зрения, отношение к чему-либо и соответствующее поведение.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность родительской позиции представляется как понимание родителей индивидуальности своего ребенка, видение происходящих в его душевном мире изменения. Прогностичность родительской позиции заключается в том, что стиль общения должен опережать появление новых типических и личностных качеств детей. На основе прогностичной родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию.

Гибкость родительской позиции рассматривается как способность изменения воспитательных воздействий на ребенка по ходу условий жизни семьи.

Некоторые авторы, занимающиеся проблемой воспитания детей, пытались положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку.

Воспитание по типу любви и принятия - обобщенная формула родительского воспитания выражается удовлетворением «ребенок - центр моих интересов». Родители постоянно занимаются с ребенком, нежно к нему относятся, заботятся о его жизни.

В других исследованиях внимание уделялось степени свободы ребенка в семье, т.е. тому, как родители регулируют его поведение. При этом подходе выделены два крайних типа - чрезмерная опека и излишняя требовательность.

Воспитание по типу чрезмерной опеки, воспитательная формула родителей: «все сделаю ради ребенка», в поведении родителей прослеживается полное попустительство в сочетании с чрезмерной опекой.

Воспитание по типу излишней требовательности - воспитательная формула родителей может быть выражена утверждением: «не хочу ребенка такого, какой есть». Родители постоянно критикуют поведение ребенка, отсутствует поощрение и похвала.

В последнее время определился еще один подход, исходящий не из двухчисленной, а из трехчисленной модели воспитания. Выделены три аспекта отношений, составляющих отношение родителей к своему ребенку: симпатия - антипатия, уважение - неуважение, близость - дальность. По мнению Т.М. Титаренко, сочетание этих аспектов отношений позволяет выделить восемь типов родительского воспитания.

Действенное воспитание, основанное на симпатии, уважении и близости. Формула родительского отношения к детям такова – «хочу чтобы мой ребенок был счастлив, буду помогать ему в этом». В семье теплый эмоциональный тон общения, присуще активное внимание к интересам, увлечениям, способностям ребенка, уважаются его права, оказывается разумная требовательность.

Отстраненное воспитание основано на симпатии, уважении, но существует большая дистанция с ребенком, формула семейного воспитания: «смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, его внешний облик, его успехи, способности, но мягкое обращение с ним сопровождается неумением помочь в его проблемах.

Действенная жалость, основана на близости, симпатии, но отсутствует уважение - формула воспитания такова: «хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». Этот стиль эмоционального отношения к ребенку характеризуется осознанностью действительных, а иногда и мнимых отклонений в его физическом и умственном развитии. В результате родители приходят к идее исключительности своего ребенка. В общении с ребенком идут к пути предоставления особых привилегий всячески предохраняют от вредных влияний, интересы родителей сосредоточены на нем, они как бы не верят в возможности и способности ребенка.

Воспитание по типу снисходительного отстранения, основывается на симпатии, неуважении, большей межличностной дистанции, формула семейного воспитания выглядит примерно так: «нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

Неблагополучие ребенка негласно является его правом, родители не вмешиваются в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, недостаточно ориентируются в душевном мире ребенка.

Отвержение основано на антипатии, неуважении, большой межличностной дистанции, такое отношение родителей к своим детям встречается очень редко, формула родительской позиции выражается так: «этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». Родитель отстраняется от ребенка, не хочет общаться с ним, не замечает его присутствия, становится холодно-неприступным при его приближении.

Презрение - в этом типе отношений присутствуют неуважение, малая межличностная дистанция, такое отношение к детям соответствует родительской формуле следующего вида: «я мучаюсь, беспредельно страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, упрям, труслив, неприятен другим людям». Любые достижения ребенка родитель не замечает, игнорирует, в общении не замечает ничего положительного. Общение родителей и детей строится на понукании, назидании, требовательности. Такие родители постоянно посещают специалистов в желании «исправить» его.

Преследование - при таком типе родительского отношения неуважение, антипатия, но близость к ребенку существует, воспитание строится по формуле: «мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!». В воспитании присутствует твердая убежденность родителей, что их ребенок превратился в «мерзавца». Родители пытаются чрезмерной строгостью, жестким контролем переломить ребенка, нередко выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности.

Отказ основывается на антипатии, уважении и большой межличностной дистанции, в воспитании ребенка преобладает отстранение от его проблем. Они, как и он издали наблюдают за ребенком, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. При заострении отношений такие родители охотно прибегают к помощи общественности, стремятся доверить ребенка школе.

Приведенные автором типы родительского воспитания заострены, в ходе воспитания под воздействием обстоятельств, тех или иных событий отношение родителей к ребенку изменяется. Будет ошибочным считать, что поведение родителей от рождения ребенка до его взросления описывалось одним типом воспитания. Практика показывает в поведении родителей несколько вариантов отношений. Приведенный подход позволяет определить, какая именно установка на данный момент стала для родителей ведущей.

Одним из ведущих спектров отношений в семье является общение, однако, ученые выделяют, что общение в семье может осложняться по некоторым объективным причинам:

- диапазон эмоциональных проявлений в семье может колебаться, так как включает и расслабление, и снижение самоконтроля, и повышение тенденции к нервным разрядкам. Общение между супругами, детьми приходится на вторую половину дня, придя домой члены семьи испытывают острую потребность в отдыхе.

- общение в семье может проходить на фоне уже накопившегося переизбытка общения;

- общение в семье связано с мелкими, каждодневными бытовыми хлопотами, что обесценивает его содержательную сторону так как ограничивается внешней результативностью при внутренней пустоте отношений;

- у родителей часто отсутствует психолого-педагогический опыт. Он приобретается параллельно с развитием ребенка. Поэтому возможны ошибки из-за отсутствия психолого-педагогического опыта.

Исследователь детского невротизма В. Гарбузов выделяет несколько типов неправильного воспитания: гиперсоциальный, тревожно-мнительный, эгоцентрический.

Гиперсоциальный тип неправильного воспитания встречается более часто. Ребенка хотят иметь не потому, что в нем есть глубокая душевная потребность, а потому, что дети должны быть в каждой семье. В семье придерживаются «строгих» правил: читаются и до формализма пунктуально выполняются рекомендации по «идеальному» воспитанию. Например, малыша не берут на руки, даже если он заходится в плаче. Кормят по часам, хотя он не хочет есть в положенное время и плачет от голода в неположенное. Ребенок у гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован, чрезмерно дисциплинирован, чересчур гипомнителен. При гиперсоциальном воспитании темперамент подавляется, в результате у детей формируется гиперсоциальный или тревожно-мнительный характер, который приводит к неврозу, если они терпят тяжелую неудачу или крах притязаний.

Тревожно-мнительный тип наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возникает и неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие. Воспитание по этому типу нередко наблюдается в семье с единственным ребенком, а также в семье, где растет ребенок. Ребенок в таком случае несамостоятелен, нерешителен, раним, обидчив, не уверен себе. Они становятся очень беспокойными из-за тревожного восприятия действительности.

Эгоцентрический тип наблюдается в семье с недостаточным уровнем ответственности в отношении будущего. Ребенку навязывается представление о себе как о самодовлеющей сверхценности. Малейшие прихоти удовлетворяются немедленно, желания предугадываются.

Из вышеперечисленных причин можно сказать, что при потенциально высоких возможностях семейного воспитания существуют причины, которые усложняют процесс внутрисемейного взаимодействия.

В результате каждодневного взаимодействия складывается общая атмосфера внутрисемейных отношений, характерная для того или иного типа семьи.

Наши наблюдения и изученная литература по данной проблеме показывает, что встречаются следующие виды отношений:

- сотрудничество, которое заключается в поддержке и взаимоотношении, в такой семье удовлетворяются основные потребности всех ее членов, каждый независимо от возраста чувствует свою значимость, получает в семье помощь и понимание;

- паритет (подразумеваются «союзнические» отношения), базирующиеся на получении при взаимодействии общей выгоды, удовлетворяющей все стороны, при этом личностная значимость каждого члена семьи отодвигается на второй план, ценнее всего становится поиск рациональной целесообразности любого события;

- соревнование - в семье каждый стремится быть первым во всем, быстрее, любой ценой достигнуть собственных целей;

- конфронтация - в семейных отношениях преобладает стремление главенствовать над другими, показывать свое превосходство над другими;

- антагонизм - в семейных отношениях есть две или три противоборствующие стороны, которые не согласны на компромисс, такое отношение может возникнуть между родителями и детьми.

Проблемы семейного воспитания многоплановы и нарушение функций семьи, воспитания - неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям развития де-тей.

Нельзя не подчеркнуть, что семейная атмосфера - отношение между членами семьи - ценности и родительские связи, создают исходную, решающую среду, в которой формируется личность ребенка. Из опыта семейной жизни он устанавливает представление о себе, о других, об окружающем мире в целом. Эта атмосфера формирует ценности самого ребенка, обеспечивает ему чувство защищенности (или незащищенности), собственной значимости.

Нужно заметить, что трудности, которые испытывает семья, в частности социального и психологического порядка, тесно переплетаясь и взаимно действуя, влияют на воспитательный процесс. И этим трудностям относятся проблемы семейных отношений, материальные трудности, недостаток жизненного опыта и педагогических умений и навыков. Педагогические неудачи спокойной напряженности, ведут к потере терпения, выдержки, влияют на стабильность семьи.

Все дети в большой или меньшей степени испытывают на себе влияние семейной атмосферы, сформированной родительскими отношениями. Посредством их он приобщается к усвоению культурного наследия своего народа. Неблагополучие в семейном воспитании – это, прежде всего, и главным образом - несложившиеся отношения между матерью и отцом ребенка. Нет большой угрозы семье и вреда здоровью ребенка, чем его негативные чувства.

Супружеские отношения формируют определенную позицию эмоциональные отношения к сыну или дочери, взгляд на его (её) воспитание. Родительская позиция - один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности ребенка. В ней отражаются чувства, которые родители его питают друг к другу.

Свое разрушительное влияние оказывает сниженный эмоциональный тонус отца и матери, фригидность (негибкость) отношений к ребенку, эмоциональная «глухота», концентрация на собственных переживаниях. Все вместе взятое создает у ребенка чувство недоверия к взрослым, собственной ненужности, формирует конфликтный тип личности.

Не владея психолого - педагогическими знаниями, родители, добиваясь послушания, прибегают к мало эффективным мерам воздействия как нотации, угрозы, наказания.

В отношении родителей к детям также можно отметить недостаток содержательного общения - импульсивность, категоричность, и навешивание ярлыков, стремление моментально добиться положительной реакции на свои действия, получить (мнимый) результат - вот неполный набор методов семейного воспитания.

Проблема эмпатии (сочувствие, сопереживание), эмоционального благополучия активно обсуждается современными исследователями. Однако, инертность, нежелание глубоко задуматься, огорчать свое влияние на воспитание, ставит детей в зависимое положение от воли и настроения родителей, отмечают О.В. Уточкина с соавт.

Атмосфера семьи, весь семейный уклад оказывает влияние на ребенка, так как опыт общения, полученный в семье, очень важен. Им в значительной степени определяется благополучие взаимоотношений детей с окружающими людьми.

О влиянии внутрисемейных отношений на формирование социального опыта ребенка свидетельствуют работы современных психологов, педагогов и практика семейного воспитания (А.Я. Варга, Г. В. Кукуруза, А.С. Спиваковская, В. Я. Титаренко и др.).

Родители составляют первую общественную среду ребенка и их личности играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Диалог - не обязательное совпадении взглядов и оценок, так как чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу.

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.

Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания.

Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.

Принятие - признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.

Для того, чтобы ориентироваться в сложных взаимоотношениях детей

Ю. Хямяляйнен предлагает схему семьи, которая как он считает, подчеркивает тесную связь взаимоотношений детей и отношения родителей к детям - семья для каждого её члена является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. В ней каждый стремится удовлетворять свои потребности, реализовать развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. Для этой системы характерно то, что несогласованность психологических потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи.

Межличностные отношения между матерью и ребенком с психофизическими отклонениями в развитии в силу специфических особенностей социальной ситуации могут рассматриваться как основной механизм формирования и развития личности ребенка. Эмоциональные связи между матерью и ребенком являются основой формирования ценностного отношения ребенка к себе, к другим, к окружающему миру. Состояние эмоциональной сферы является показателем личностного здоровья ребенка, обусловливающим его социальное поведение.

Наши наблюдения и результаты анкетирования показывают, что большого процента матерей характерно чувство тревоги, страха, эмоциональной неустойчивости, избегание общения с окружающими людьми, сниженный фон настроения, повышенный уровень тревожности и невротизма.

Так же, нами была обнаружена зависимость эмоционального состояния ребенка от того, какое эмоциональное состояние транслирует его мать.

Следует отметить, что личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям матери, и, как следствие, вызывают у нее раздражение, горечь, неудовлетворенность «Типичной реакцией матери является жалость, стремление опекать, контролировать. В то же время у матерей проявляется раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать его интересы в силу их примитивности».

Данные нашего диагностического исследования показали, что у большинства матерей выявлены высокий уровень фрустрации и ригидности, высокий и средний уровень тревожности, высокий уровень агрессивности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что необходимость ежедневно решать множество проблем, связанных с обеспечением жизнедеятельности ребенка, с психологическим состоянием самого ребенка и близких, приводит к оцениванию ситуации в семье как безвыходной, восприятию окружающей обстановки как угрожающей и появлению эмоциональных срывов.

Постоянная фрустрированность матери приводит к тому, что со временем состояния тревожности и агрессивности усиливаются и в целом специфика состояний матерей, воспитывающих детей с психофизическими отклонениями в развитии, является основой эмоционального напряжения, обострения психологических, бытовых и социальных проблем.

Социально-психологическая дезадаптованисть матерей детей

с психофизическими отклонениями в развитии обусловлена как внешними (социальными) факторами, так и внутренними (психологическими) и проявляется через деформированность их отношения к детям, ухудшает условия их личностного развития, влияет на собственные психоэмоциональные и психосоматические состояния. Компонентами указанной дезадаптованости являются - когнитивный, эмоциональный, поведенческий и коммуникативный, что в совокупности представляют целостное отношение матери к ребенку. Преодолеть социально-психологическую дезадаптованисть матерей можно путем использования комплекса адекватных психокоррекционных мероприятий, направленных на изменение отношения матерей к ребенку с психофизическими отклонениями в развитии, повышение их социальной активности.

Социально-психологическая дезадаптованисть матерей в наибольшей степени проявляется через деформированное отношение к ребенку психофизическими отклонениями в развитии в поведенческом и коммуникативном компонентах, что свидетельствует о чрезмерном авторитаризме, недооценке матерями социальной активности ребенка и стремление к симбиотическим отношениям. Наши наблюдения показали и недооценку личностного потенциала матери и стремление к приписыванию себе социальной несостоятельности.

Таким образом, межличностные отношения между матерью и ребенком с психофизическими отклонениями в развитии в силу специфических особенностей социальной ситуации могут рассматриваться как основной механизм формирования и развития личности ребенка. Социально-психологическая дезадаптованисть матерей детей с психофизическими отклонениями в развитии обусловлена как внешними (социальными) факторами, так и внутренними (психологическими) и проявляется через деформированность их отношения к детям, ухудшает условия их личностного развития, влияет на собственные психоэмоциональные и психосоматические состояния. Компонентами указанной дезадаптованости являются - когнитивный, эмоциональный, поведенческий и коммуникативный, что в совокупности представляют целостное отношение матери к ребенку.

Использованная литература:

  1. Гарбузов В.И. От младенца до подростка / В.И. Гарбузов. – М.: Проспект, 2006. – 196 с.
  2. Главник О.П. Сім’я як основа формування гендерної самосвідомості у підлітковому віці //Актуальні проблеми психології. Том Х. Частина 5. /За ред. академіка С.Д. Максименка. – К.: Главник, 2008. – 608 с.
  3. Гущина Т. В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: автореф. дис. на соиск. науч. Степ. канд. псих. наук: спец. 19.00.05 «соц. психология» / Гущина Т. В. – Кострома, 2005. – 20 с.
  4. Думитрашку Т. А. Структура семьи и когнитивное развитие детей / Т. А. Думитрашку // Вопросы психологии. – 1996. – №2. – С. 104 – 113.
  5. Кислян Л.А. Проблеми адаптації сім’ї до виховання дитини з особливими потребами // Актуальні проблеми навчання та виховання людей з особливими потребами: Зб. наукових праць. – К.: Університет “Україна”, 2007. – 395 с.
  6. Кукуруза Г. В. Психологічна допомога сім'ям, що виховують дітей раннього віку з порушеннями розвитку : дис. докт. псих. наук : 19.00.04 / Кукуруза Г. В. – Харк. мед. акад. післядиплом. освіти. – Х., 2013. – 350 с.
  7. Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. –М. : Просвещение, 2008. – 240 с.
  8. Мамайчук И. И. Социально-психологическое исследование семьи больных с детским церебральным параличом и психокоррекционная работа с родителями / И. И. Мамайчук, В. Л. Мартынов, Г. В. Пятакова // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации / – М.: ЦИЭТИН, 1989. – С. 98 – 104.