Тренинг для родителей детей с РАС
Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с психофизическими нарушениями, достигается далеко не сразу и не всеми родителями. Необходимо учесть и тот факт, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей таких детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие такого стресса очень тяжело, другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка. Следовательно, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с детьми с психофизи-ческими нарушениями, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи.
Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.
На групповых занятиях инструментом воздействия является психокоррекционная группа (горизонтальный «контур взаимодействия»). В качестве наиболее продуктивной и объективно реконструирующей самосознание родителей формы работы выступает групповая дискуссия. Материалом для дискуссий становятся специально отобранные психологом темы, особо значимые для данной категории лиц. Таковыми являются темы, освещающие:
- внутренние психологические проблемы родителей;
- проблемы, возникающие при взаимодействии родителей с ребенком в микро- и макросоциуме;
- проблемы, возникающие во взаимоотношениях супругов, членов семьи, в которой воспитывается ребенок и др.
В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное.
Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с ребенком с психофизическими нарушениями и его родителем (чаще матерью). На этом этапе, перед специалистом ставятся следующие цели:
- создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с психофизическими нарушениями в семье;
- переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с психофизическими нарушениями, оптимизация их самосознания;
- гармонизация психологического климата в семье;
-коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);
- формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение компетентности родителей.
Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи:
- обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
- помощь в понимании родителем проблем ребенка (исключение ги-перболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка);
- коррекция внутреннего психологического состояния родителя: состояние неуспеха, связанное с недостаками ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка;
- коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;
- осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодей-ствия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога;
- переход родителя с позиции переживания за своего ребенка в пози-цию творческого поиска реализации возможностей ребенка;
- повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка;
- трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому;
- созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому, освобождая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.
Формы работы:
- демонстрация родителям ребенка приемов работы с ним;
- конспектирование родителями занятий, проводимых психологом;
- выполнение домашних заданий со своим ребенком;
- чтение родителями специальной литературы, рекомендованной пси-хологом;
- реализация родителями творческих замыслов в работе с ребенком.
Психокоррекция:
- формирование новых жизненных ориентиров родителей;
- коррекция взаимоотношений в диаде родитель - ребенок с психофи-зическими нарушениями;
- коррекция нарушенного психологического состояния родителей (тревоги, ожидания перманентного неуспеха в учебе своего ребенка, состо-яний, связанных с пониманием себя как несостоявшегося человека);
- коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так и в отношениях с социумом (скан-дальное поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение, реакции протеста);
- гармонизация интерперсональных отношений между диадой, пред-ставленной матерью с ребенком, и членами семьи; членами семьи и посто-ронними лицами.
Первый блок - личностный, направлен на осознание родителями своих личностных особенностей, убеждений, установок и формирование творческой исследовательской позиции.
Второй блок тренинга – коммуникативный, он посвящен развитию навыков общения с детьми. Способность эффективно общаться, получая при этом радость не только от результатов, но и от самого процесса общения - это настоящее искусство, для овладения которым необходимо не только знание законов коммуникации, но и освоение приемов общения.
Третий блок тренинга посвящен формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций в межличностном общении. Внутри любой кооперации людей неизбежно возникает соревнование и соперничество между ее членами (в том числе между членами семьи). Бесконфликтная жизнь - иллюзия. Кроме того, конфликты выполняют много позитивных функций в жизни человека. Задача блока - научить участников извлекать пользу из конфликтов и находить конструктивные выходы из деструктивных конфликтных ситуаций.
В общении с детьми нередко возникают ситуации, которые как будто испытывают родителей на терпение, выдержку, умение владеть собой. Не-редко родители не сдерживаются, они устают от непослушания, им надоедает несколько раз повторять одно и то же, и тогда они теряют самообладание, срываясь на крик и угрозы. Контролировать подобные порывы эмоций помогают техники эмоциональной саморегуляции. Освоение данных техник - задача четвертого блока тренинга: увеличение пластичности психики, ее адаптивных возможностей; освоение новых эффективных стратегий управления восприятием; одновременное включение образной и логической сфер сознания; активизация творческих способностей; приобретаются практические навыки диагностики; повышение устойчивости к внешним информационно-энергетическим воздействиям.
В процессе проведения тренинга самосознание родителей оптимизируется, что направлено не столько на раскрытие ими психологического конфликта (недуг ребенка с выраженными нарушениями развития может быть неизлечим), сколько на переориентировку родителей с общепризнанных моделей ценностей (ребенок не может быть неполноценным, он должен родиться здоровым, интеллектуально и физически сохранным), которые были у них сформированы в виде родительских репродуктивных установок до рождения больного ребенка, на общечеловеческие ценности. Происходит формирование новых жизненных ориентиров у родителей относительно ребенка с пси-хофизическими нарушениями.
На групповых занятиях инструментом воздействия является психокоррекционная группа (горизонтальный «контур взаимодействия»). В качестве наиболее продуктивной и объективно реконструирующей самосознание родителей формы работы выступает групповая дискуссия. Материалом для дискуссий становятся специально отобранные психологом темы, особо значимые для данной категории лиц. Таковыми могут быть темы, освещающие:
- внутренние психологические проблемы родителей, которые воспитывают детей с психофизическими нарушениями;
- проблемы, возникающие при взаимодействии родителей с ребенком в микро- и макросоциуме;
- проблемы, возникающие во взаимоотношениях супругов, членов семьи, в которой воспитывается ребенок с психофизическими недостатками и др.
Также в качестве материала для дискуссий используется содержание бесед (интеракции) между участниками группы (В. В. Ткачева). Каждое групповое занятие имеет определенные этапы. На каждом этапе занятий используются специальные психокоррекционные техники, направленные на конкретные цели - формирование адекватного эмоционального состояния, нейтрализацию эмоциональных переживаний и др.
Групповое психокоррекционное занятие имеет следующие этапы работы.
1. Разминка. Это этап занятия, на котором участники группы подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются специальные вводные психогимнастические упражнения, настраивающие родителей на определенный вид внутренней психологической работы. Выделение разминки в отдельный этап занятия особенно важно на начальных стадиях развития группы, так как это позволяет снять напряженность и скованность участников. Главным средством коммуникации на этом этапе выступает двигательная экспрессия. На этапе разминки используются упражнения на внимание, на снятие напряжения, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку понимания невербального поведения, а также на тренировку способности выражения своих чувств с помощью невербального поведения. Начинается разминка с приветствия.
2. Приветствие. В начале разминки участники группы, становясь в круг, приветствуют друг друга. Произнося слова приветствия, участники группы следуют инструкции психолога о запрете на повтор уже звучавших приветственных слов. На последующих занятиях приветствие может быть перенесено на невербальный уровень и заменено рукопожатиями, объятиями, реверансами или осуществлено каким-либо другим нетрадиционным способом. Одним из вариантов приветствия может быть и форма обращения к индивидуальности каждого из участников, например: «Вы, как всегда, сегодня энергичны, приветствую Вас», или «Ваш облик всегда вызывает во мне чувство оптимизма» и т. д.
3. Основная часть. Этот этап занятия посвящается переосмыслению жизненных позиций и мировоззренческих установок родителей. Для реализации основной цели психологической коррекции - переструк-турирования жизненного стереотипа родителя ребенка с психофизическими нарушениями включена специальная форма проведения занятий, которая позволяет обсуждать определенные жизненные ситуации, хорошо знакомые родителям. Приемы, использующиеся для подведения участников к инсайту и катарсису, соответствуют психокоррекционным техникам высших уровней базальной эмоциональной регуляции. Также обсуждению подвергаются внутренние ощущения, чувства и собственные умозаключения родителей по поводу той или иной ситуации.
Психокоррекционный эффект при проведении дискуссии достигается с помощью специально написанных рассказов (психоаналитический подход). Эти рассказы, лишенные бытовых фраз и жаргонных выражений, являются литературной обработкой «житейских» историй родителей детей. В них представлен обобщенный жизненный опыт участников группы, а также предлагаемые психологом новые философские и мировоззренческие установки, способствующие реконструкции жизненного стереотипа каждого из участников (Никольская О.С.).
В рассказе описывается типичная ситуация, в которой родителям детей с психофизическими нарушениями в развитии приходится или приходилось часто бывать. Эта ситуация обычно включает типичные личностные и поведенческие реакции как родителей, так и лиц, их окружающих. Одновременно рассказ используется как ведущий механизм коррекционного воздействия, при котором обсуждение или проигрывание конфликтной ситуации осуществляется не от первого, а от третьего лица.
Вторая группа рассказов раскрывает проблемы взаимоотношений отцов с больными детьми, а также взаимоотношений родителей. Рассказ «Папа, поиграй со мной» (В. В. Ткачева) повествует об эмоциональном отвержении больного ребенка и о непонимании отцом позиции матери. Обобщенные результаты обсуждений рассказов положены в основу «Моделей поведения», рекомендаций для родителей по преодолению сложных ситуаций в их жизни (поведенческая терапия, копинг-терапия).
Одновременно члены группы получают домашнее задание, которое может иметь различные формы и содержание, например:
- продумать свою позицию или поведение по какому-либо вопросу;
- проанализировать свою жизненную ситуацию, подобную предложенной в рассказе, и записать ее;
- вести дневник своих ощущений.
4. Вспомогательные формы психокоррекции, использующиеся в основной части тренинга, решают те же задачи, что и дискуссия, но с применением уже иных психокоррекционных техник. Некоторые из них, а именно тематические опросники, являются подготовительным этапом к проведению дискуссий по предъявленным рассказам.
Определяя численный состав и форму работы группы, следует помнить о том, что наиболее эффективной формой являются «частично открытые» группы, состоящие из 7-10 человек, или малокомплектные группы, состоящие из 2-5 человек. «Частично открытая» группа - это группа, которая не имеет фиксированного состава участников. Она может работать, не исключая тех членов, которые по состоянию здоровья своих детей вынуждены на каких-то занятиях отсутствовать. Занятия могут проводиться еженедельно или два раза в месяц в установленные дни. С этой целью специально составляется расписание, с которым знакомятся родители. Длительность работы группы, позволяющая решить психокоррекционные задачи, учитывая глубину и константность фрустрирующего фактора, должна быть не менее одного учебного года, а лучше - двух и более лет. После окончания работы группы следует учесть необходимость создания цикла поддерживающих психокоррекционных занятий для отдельных членов бывшей группы (1-2 раза в полугодие). На первом занятии родители должны быть обязательно ознакомлены с правилами работы группы.
В процессе работы группа проходит различные стадии своего развития, а именно:
- стадия независимости - характеризуется проявлением напряженности, тревожности и страхов у членов группы;
- стадия нарастающего напряжения. На этом этапе возникает и нарастает негативное отношение к психологу и к самому процессу психокоррекции. Родители начинают задавать вопросы и высказывать критичные суждения: «Зачем это нужно? Нам теперь это не нужно. Нужно было тогда, в самом начале, когда родился больной ребенок». Растущая агрессия по отношению к психологу может проявляться и в жалобах в адрес администрации учреждения о том, что подобные эксперименты никому не нужны.
- стадия формирования групповой сплоченности. На этом этапе уро-вень напряженности в группе снижается. Растет заинтересованность к содержанию занятий, появляется сочувствие к проблемам других членов группы, возникает интерес к психологу.
- конструктивная стадия. На этом этапе устанавливается динамическое равновесие между родительским самораскрытием и "обратной связью" между психологом и участниками группы.
Медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с РАС, должно осуществляться на каждом возрастном этапе на основе принципов всестороннего изучения и удовлетворения потребностей семьи, принципов конфиденциальности, психологического доверия, гуманного и чуткого отношения к членам семьи ребенка.
Используемая литература:
Никольская О. С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 232 с.
Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. – М.: УМК «Психология», 2004. – 192 с.
Ткачева В. В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии : дис. канд. псих. наук : 19.00.10 / Ткачева В. В. – М, 1999. – 204 с.
Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. – М.: Астрель, 2007. – 318 с.