Баннер
Специальный воспитатель. Программа.
22.02.2009 01:57

Курс по специальной психологии и коррекционной педагогике

"СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ"

# Содержание курса Лекции Практические занятия
1 Классификация отклонений в развитии. Проблема нормы и абнормальности психического развития. Общие и специфические закономерности аномального развития. 4  
2 Психолого-педагогическая сущность и виды коррекционно-педагогической деятельности. 8 6
3 Дети с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД). 4  
4 Олигофрения как стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности. 4  
5 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. 4  
6 Психология детей с нарушением зрения (тифлопсихология). 4  
7 Психология детей с нарушением речи (логопсихология). 4  
8 Дети с ранним детским аутизмом. 8 4
9 Дисгармоническое психическое развитие детей. 2  
10 Ведение документации. Принципы обратной связи. 3 1

Тема 1. Классификация отклонений в развитии. Проблема нормы и абнормальности психического развития. Общие и специфические закономерности аномального развития.

  • "Аномальный" ребенок.
  • Дефект.
  • Виды нарушений: органические, функциональные, нарушения периферического отдела анализатора.
  • Статистическая норма.
  • Функциональная (индивидуальная) норма.
  • Идеальная норма.
  • Критерии нормальности. Абнормальность. Возрастные особенности проявления отклонений.
  • Понятие нормы и отклонения в психическом развитии.
  • Физическое, психическое, моторное, интеллектуальное развитие. Понятия: возраст, развитие, темп развития, уровень развития.
  • Общее и своеобразное в психическом развитии нормального и аномального развития.

Тема 2. Психолого-педагогическая сущность и виды коррекционно-педагогической деятельности.

  1. Механизмы коррекционного воздействия.
  2. Способы и методы коррекции нарушений коммуникативной сферы.
  3. Способы и методы коррекции нарушений эмоциональной сферы.
  4. Проективный рисунок в коррекционной работе.
  5. Арттерапия (общая характеристика, цели, основные направления в арттерапии). Основные приемы и способы арттерапии.
  6. Музыкотерапия как метод коррекционного воздействия.
  7. Использование танцедвигательной терапии в коррекционной работе.
  8. Игротерапия (общая характеристика, психологические механизмы коррекционного воздействия игры). Виды и формы игротерапии.
  9. Игровая комната и ее оснащение.
  10. Сказкотерапия как метод коррекционного воздействия (общая характеристика, предмет, цели, задачи, принципы работы). Основные типы сказок в сказкотерапии. Приемы и способы сказкотерапии.
  11. Куклотерапия.
  12. Использование библиотерапии в коррекционной деятельности.
  13. Индивидуальная психокоррекция (показания к индивидуальной психокоррекции, методы коррекционного воздействия)
  14. Стадии индивидуальной психокоррекции.
  15. Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений.

Тема 3. Дети с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД).

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) и минимальная мозговая недостаточность (ММН). Симптомы ММД (по Л.А. Ясюковой). Типы ММД: астеничный тип, гиперактивный тип (реактивный тип), ригидный тип, активный тип, субнормальный тип.

Тема 4. Олигофрения как стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности.

Умственная отсталость. Термин "олигофрения" Г.Е. Сухарева. Клинико-психологические "законы" олигофрении: тотальность нервно-психического недоразвития; иерархичность нервно-психического недоразвития. Степени олигофрении: идиотия, имбецильность и дебильность. Неосложнённые, осложнённые и атипичные формы олигофрении.

Тема 5. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

ЗПР: дети с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций. Переходные формы между нормой и дефективностью. Психофизический инфантилизм.

Тема 6. Психология детей с нарушением зрения (тифлопсихология).

Принимается за основу степень нарушения функции зрительного анализатора, среди детей с недостаточностью зрения выделяют: тотально слепых, частично видящих, слабовидящих. Изменения личности у детей с дефектами зрения и слуха. Шрифт Брайля. Коррекционная работа по Солнцевой Л.И.

Тема 7. Психология детей с нарушением речи (логопсихология).

Логопсихология. Нарушения устной речи: нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи; структурно-семантического (внутреннего) системного или полиморфного нарушения речи. Нарушения письменной речи. Фонационные голосообразования: темпоритмическая организация высказывания, интонационно-мелодическая, звукопроизносительная. Дисфония. Брадилалия. Тахилалия. Заикание. Дислалия. Ринолалия. Дизартрия. Алалия. Афазия. Дислексия. Дисграфия.

Тема 8. Дети с ранним детским аутизмом.

Синдром раннего детского аутизма (РДА), Л.Каннер, Г.Аспергер, С.С.Мухин. Выделенная Л.Каннером триада симптомов, типичных для этого состояния: аутизм с аутистическими переживаниями; однообразное поведение с элементами одержимости и особенностями двигательных расстройств; своеобразные нарушения речи.
Мутизм (отсутствие речи); эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом); большое количество слов-штампов и фраз-штампов, фонографичностъ ("попугайность") речи, отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге; автономность речи; неологизмы; нарушения грамматического строя речи; нарушения звукопроизношения, нарушения просодических компонентов речи. Внешние проявления: беспокойство, страх, агрессия, самоагрессия, гиперактивность, расстройство внимания, рассредоточение.
Стереотипность, проявляемая в игре: типичное, однообразное, бессмысленное повторение одних и тех же действий. Классические и альтернативные методы коррекции. Дельфинотерапия.

Тема 9. Дисгармоническое психическое развитие детей.

Виды дисгармонического психического развития: психопатии, невропатии и неврастении. Психопатии: нарушение адаптации, тотальность патологических черт характера, стабильность, малая обратимость, тенденция к однотипному способу личностного реагирования. Психопатии, как "расстройства личности" или "патологии характера".

Тема 10. Ведение документации. Принципы обратной связи.

Базовая документация: цель, состав, методика ведения. Первичные документы. Дневник развития. Журнал оценки и наблюдений. Тестирование. Координация и обмен информацией между родителями, воспитателем, психологом, врачами, другими специалистами. Механизм специализации в рамках Курса. Повышение квалификации и научно-исследовательская работа.